Старый коммунист Елизавета Хачатурян: «Работы очень много, если работать добросовестно»

Происхождение человека, что ни говори, накладывает огромный отпечаток на его судьбу. От осинки не родится апельсинка. Председателю совета ветеранов жилого района Тарманы Елизавете Леонтьевне Хачатурян (в девичестве – Лобова) повезло: её папа в годы Великой Отечественной войны был начальником железнодорожной станции Винзили. Но повезло ли ей? Ведь в России издавна - кто везёт, на том и возят…

Старый коммунист Елизавета Хачатурян: «Работы очень много, если работать добросовестно»

10 классов окончила в Винзилинской школе. Затем - Лесотехнический техникум. В 21 год вышла замуж и стала Мелкобродовой. Их было семеро детей в семье – у коммуниста Леонтия Михайловича Лобова. Она - седьмая.

Все дети очень рано начали работать, жизнь заставила. Из семерых наследников героического железнодорожника только у неё одной высшее образование. Но сначала трудилась в деревообрабатывающем цехе. Познала цену рабочего куска хлеба. Активная Лизина натура людям нравилась, поэтому и выбрали её секретарём комсомольской организации. Потом - партийной, Коммунистической партии Советского Союза – КПСС. До сих пор она бережно хранит свой партийный билет, без которого в то время любая карьера была немыслима. Стала заправилой в Винзилях.

В один год уехала в отпуск, приезжает домой, а у дверей уже шофёр секретаря райкома Тюменского района дожидается: «Лизочка, - говорит, - тебя начальник вызывает».

Иван Стебеков не стал ходить вокруг да около:

- Хотим забрать тебя, Лизавета, на работу в райком.

- Я подумаю, - скромно ответила Лиза.

А с кем думать? Муж умер, на руках – двое детей. Она - к брату, который ей был за отца. Простым рабочим пахал в Винзилях, но, тем не менее, был знаменитым: о нём как о передовике производства писали и в районной, и в областной газетах.

- Иди, Лизка, - прямо сказал ей брат, - посмотри, как коммунисты воруют.

Через пару месяцев Елизавета уже трудилась в райкоме партии Тюменского района. Назначили заведующей отделом культуры. Дали квартиру в Тарманах. Заставили получить высшее образование – отучилась в Челябинском институте культуры по специальности «режиссер, сценарист».

В Тюменской области создавали новый главк – Тюменьглавснаб. Развитие нефтегазового комплекса требовало размещения снабжающей организации в областной столице, поэтому правительство СССР решило создать в Тюмени отдельный главк. Руководителем назначили бывшего начальника облплана Виталия Зайченко. Елизавета как заведующая культурой Тюменского района постоянно беспокоила его «по культурной части», ногой дверь открывала, как принято говорить в таких случаях. Радела за территорию, строила в Барках, в Ембаево дома культуры. Ходила, пробивала, выбивала…

И вот однажды Зайченко позвонил ей и сказал:

- Хвати по сценам прыгать. Пора вспомнить старую специальность. Мы тут новое управление создаём – Лесосбыт – пойдешь заместителем начальника?

Елизавета Леоньевна согласилась. Чуть было партийного билета через это ни лишилась. Пошла на хитрость: сказала партийному начальству, что уезжает на ПМЖ в Краснодар, а вскоре на одном из совещаний в Калиниском райкоме попалась на глаза Стебекову. Тот, понятное дело, вскипел, и Елизавету отчитали «на ковре» и в хвост, что называется, и в гриву.

Она ушла на пенсию в годы горбачёвской перестройки. На смену старой системе экономики народного хозяйства пришёл рынок.

- Где было сложнее, Елизавета Леонтьевна, в культуре или в снабжении?

- Я любила обе профессии.

- А что душе было ближе?

- Знаете, я всегда была на руководящей работе, но не на первых, а на вторых ролях, и всю мою жизнь, - а мне уже 77 лет – работала с людьми, которые не умели говорить «нет». Правда, для этого приходилось самой всегда доказывать, отстаивать свою точку зрения. И начальство меня поддерживало, а подчинённые уважали. Какой бы ни был руководитель, все работники должны ему подчиняться. Но если мне надо точку довести до конца, я добьюсь и заставлю любого начальника, чтобы всё было сделано.

Когда в 2004 году общественность Тарман попросила Елизавету Хачатурян помочь с оформлением учредительных документов для открытия поселкового совета ветеранов, она не отказала. Но лично участвовать в общественной деятельности не хотела. Устала. Ей хотелось нянчить внуков. Куда там! На общем собрании зал неодобрительно загудел, когда она взяла самоотвод от должности председателя совета ветеранов.

- Мне так неудобно и неловко стало перед людьми, что пришлось согласиться, - признаётся Елизавета Леоньевна.   

- Чем живет совет ветеранов Тарман? Какими проблемами?

- Численность населения посёлка Тарманы - восемь тысяч с небольшим, в том числе три тысячи пенсионеров. В начале работы в совете было сто двадцать ветеранов трудового фронта и пятнадцать непосредственных участников Великой Отечественной войны. На сегодняшний день осталось всего ветерана войны и шестьдесят участников трудового фронта. Около пятидесяти человек – лежачие больные, на улицу они практически не выходят. За ними ухаживают работники надомной службы. Добросовестные работники: за молочком в магазинчик, в аптеку за лекарствами, в ТРИЦ – коммунальные платежи внести, полы помыть, обед сварить – всё делают. Для участников войны уход бесплатные, остальные – за денюжку с пенсии. Все тарифы расписаны, расходы заносятся в тетрадку, а я контролирую.

- А дети где у лежачих пенсионеров?

- А вот этот вопрос самый больной, - с печальным вздохом говорит Елизавета Леоньевна. – У некоторых нет детей в Тюмени; у других есть, но такие, что лучше бы не было: обижают старушек, пьют, не работают, только и делают, что пенсию с них тянут. И все пенсионеры со своей болью ко мне обращаются. До мелочей доходит. Звонок: «Елизавета Леоньевна, помогите! – говорит одна бабушка. - Цветы посадила у дома, а сосед, прах его побери, машину свою моет и грязную воду - на мои цветочки…». То вода не течёт, то свет выключили, то плита сломалась.

(1).jpg

ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА ВЕТЕРАНОВ ТАРМАН Е.Л.ХАЧАТУРЯН С ДНЁМ ПОБЕДЫ ПОЗДРАВЛЯЕТ ГУБЕРНАТОР ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В.В. ЯКУШЕВ


Всем ветеранам войны Хачатурян выходила материальную поддержку: стиральные машины, электроплиты и так далее. И на каждого – отдельный пакет документов надо было собрать и представить в администрацию.

- Работы очень много, - говорит она, - если работать добросовестно. А по-другому я не умею.

- А для души что?

- Хоровой коллектив, вокальный ансамбль «Надежда» - пятнадцать человек. Поначалу не было ни костюмов, ни музыкантов. Первые костюмы нам закупил Заслуженный строитель России Анатолий Берлов – изумительный человек! Был генеральным директором строительной компании «Тюменьоблстрой». В первые годы здорово нас поддерживал. Спросите почему – потому что знал меня ещё по «Лесосбыту»!

Вероника Лисицина, фото из личного архива Е.Л. Хачатурян


Комментарий

7155a444.jpgРоман Воллерт, глава управы Ленинского административного округа г. Тюмени:

- Надо отметить, что жители тюменских окраин более активны, чем жители центральной части Ленинского округа, например, того же КПД. Там везде есть лидеры общественного мнения, которые находятся с нами в постоянном взаимодействии. В Тарманах – это председатель Совета ТОС Людмила Петровна Турыгина и лидер ветеранской организации Елизавета Леонтьевна Хачатурян.

TG


Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение