Точное дело

В тюменском ЦУМе есть «Город мастеров», в котором есть часовая ремонтная мастерская, которую держит мой герой, мастер - золотые руки, светлая голова - Геннадий Ганиев, хозяин точного дела, благодаря которому один запоздалый подарок нашел адресата, спустя пятнадцать лет…

…Недавно в Екатеринбурге из колонии строгого режима на свободу вышел мой суворовский кореш Женя Матушкин. После свердловской кадетки он окончил Московское пограничное училище, служил на таможне, а в 2002 году в ходе подлой провокации, не сдержав праведного гнева, расстрелял группу оборотней в погонах (одного насмерть, двое других с тех пор живут в тяжелом испуге) и сел в тюрьму на пятнадцать лет...

Другой мой кореш по львовской «политуре» Валентин Порпов с факультета журналистики по распределению попал служить в журнал «Пограничник» и в 2001 году в ознаменование 95-летия издания подарил мне на память одноименные часы на 26 камнях фирмы «Слава», которые я решил передарить настоящему пограничнику Женьке Матушкину да не успел. Так они и простояли дома в красивой коробочке всё это время. А когда мой е-бургский друг «откинулся», и я вынул «котлы» на свет божий, выяснилось, что они не идут. Вот тут-то и пришлось обратиться в часовую ремонтную мастерскую Геннадия Ганиева.

tg80.jpg

ГЕННАДИЙ ГАНИЕВ


Мастер принял их в работу, и две недели от него не было никаких вестей.   

- Что с часами? – вышел я на связь.

- Готовы, можешь забирать.

От денег Гена принципиально отказался (по причине корпоративной дружбы с моей супругой), поэтому я пригласил его в кафе на чашку чая.

- Так что с ними было?

- Ой, в часовой терминалогии нет русских слов, все запчасти носят либо французское, либо немецкое название, поэтому если начинать объяснять, то никто ничего не поймет.

- А если всё-таки попробовать объяснить и попроще?

- Был неправильно установлен анкерный ход - как в автомобиле система зажигания и регулировка клапанов вместе взятые - переводит крутящий момент в поступательное движение. Чуть неправильно выставлен - и всё, часы будут останавливаться.

- То есть была заводская ошибка?

- Да, бывает и такое, даже в швейцарских часах.

tg801.jpg

ОНИ САМЫЕ


К ремеслу часовщика Геннадий пристрастился с юности, с шестнадцати лет наблюдал, как старший брат Александр Тропынин непосредственно чинит тикалы (сегодня А. Тропынин - владелец компании «Академия Времени»). Нравились Генке эти неторопливые, точные, обдуманные движения, дававшие мертвым механизмам новую жизнь. Окончил при советской власти годовалый курс учебно-производственного комбината в Парфёново и приступил к практике.

- За год я понял лишь общие принципы работы часов, - рассказывает Гена. - Маломальский опыт – чтобы ничего не сломать – приходит года через три, когда начинаешь осознанно смотреть туда, куда надо. Работа эта логическая, сопоставима с работой инженера, прежде чем что-то делать, необходимо сперва всё хорошо обдумать. Профессия довольно-таки редкая, и среди моих, например, учеников из десяти остается только один, кто может нормально работать, то есть умеет логически мыслить, у которого руки растут из плеч, как положено, и есть усидчивость и выдержка.

- Назовем их?

- Добровольский Виктор трудится в «Академии Времени», Ринат Ягудин – в сервисном центре «Техномир».

tg802.jpg

ПОДАРОК НАШЁЛ АДРЕСАТА СПУСТЯ 15 ЛЕТ


Вообще судьба у Геннадия, надо сказать, не из легких. Родился в Харькове, в шесть лет потерял родителей (они погибли в автомобильной катастрофе). 10-летнего сироту усыновили Тропынины и привезли в Тюмень. Родные брат с сестрой остались там, поэтому всё, что происходит сейчас в Украине, он воспринимает близко к сердцу. С родней общаются по скайпу. Разговаривают про огороды, про грядки, кто что и когда посадил, у кого какая теплица и ни слова о политике – на эту тему у них наложено взаимное табу.

Впрочем, вернемся к часам.

- Механизмов часов сегодня насчитывается больше ста видов, и их все нужно держать в голове, - рассказывает Геннадий. – В каждом механизме есть свои маленькие нюансы, наверное, как и в любом деле есть свои тонкости. В каждом часовом механизме нужно знать, куда смотреть. Самое главное в моей работе – найти причину: из-за чего часы не работают, а потом уже идет все остальные мелочи.

Ганиевым замечено: хорошим и плохим людям часы в одинаковой степени чинятся почему-то всегда очень долго и сложно. А обычным равнодушным середнячкам – всегда четко и быстро.

Ещё мастер отмечает, что часы, так же, как и камни, впитывают энергию хозяина.

- Чтобы механика пошла, - говорит Геннадий, - требуется передать ей свою энергию: часы нужно либо завести, либо потрясти, если они с автоподзаводом. И они всё впитывают. Поэтому чужые часы носить не рекомендуется. Кстати, у механических часов существует какая-то непонятная особенность: человек болеет – они начинают отставать. Математически это необъяснимо, а фактически происходит. Ставишь на прибор – показывают идеальные параметры, почему отстают – не знаешь. И никто объяснить не может.

- А хобби есть у тебя?

- Хобби – в огороде покопаться. Очень хорошо разгружает голову. Покопался, травку подергал, прополол – с утра приходишь на работу, голова чистая, свежая, садишься и начинаешь быстро-быстро работать.

- А были в твоей практике случаи, когда ты не смог победить неисправность и сдался?

- Patek Philippe раз не смог починить месяца два назад, потому что пружина там была порвана. На заводе у них своя сварка, а у меня нет такого оборудования, к сожалению.

- И что делает мастер, когда не может починить вещь?

- Идет к другому мастеру. Отправляет часы в Швейцарию.

- А что чувствует мастер, когда не справляется с задачей? Какие чувства испытывает?

- Такие же, какие, наверное, испытывает, например, хоккеист, проигравший матч: осадок на душе остается…

 

Сергей Суразаков, фото автора

 

Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение