Говорит Океан!

7 ноября стартовала международная экспедиция Kon-Tiki II, в которой принимает участие наш земляк Сергей Гольцов – друг «Тюменской губернии», к.м.н., успешный врач, основатель и генеральный директор группы медицинских компаний NEO 

Говорит Океан!

По стопам Тура Хейердала

Группа путешественников на плоту из бальзового дерева пересечет Тихий Океан от берегов Перу (г. Лима) до острова Пасхи и вернется обратно на каноэ. Автор и глава экспедиции норвежец Торгейр Хиграфф пройдет по стопам своего знаменитого соотечественника Тура Хейердала, который в 1947 году совершил грандиозное путешествие Kon-Tiki: на одноименном плоту он пересек Тихий Океан, достигнув островов Французской Полинезии, тем самым доказав возможность контактов между жителями островов Французской Полинезии и Южной Америкой.

В 2014 году исполнилось ровно 100 лет со дня рождения Тура Хейердала и именно этому событию посвящена новая экспедиция – Kon-Tiki II. Её цель – не только проверить доисторические навигационные средства и исследовать морскую поверхность на предмет загрязнения, не только расширить знания о скорости, с которой могли путешествовать древние мореплаватели, преодолевая огромные расстояния, но и впервые доказать, что они могли возвращаться обратно!

2.jpeg

На присутствие в команде русских врачей настоял сам Торгейр Хиграфф. По его словам, «это связано с тем, что мы хотим собрать международную команду, как некогда Хейердал собрал на своём судне. Мы хотим, чтобы в одной лодке были абсолютно разные люди. В нашей команде уже есть люди из Америки, Норвегии. Но главное, я уверен, что российские кандидаты могут справиться с этой задачей. Многие хорошие врачи получают образование именно в России. Кроме того, я уверен, что они будут рады поучаствовать в путешествии. Я думаю, что русские люди очень благородные. Они постараются, чтобы не подвести свою страну».

3.jpeg

Кандидатуры врачей выбирали из числа многих. Когда Тура Хейердала спрашивали, какими качествами должен обладать судовой врач, он ответил: «Условия: он должен владеть иностранным языком и обладать чувством юмора!». Организатор новой экспедиции Kon-tiki II не ограничился только этими качествами: от кандидата требовалось представить необходимые документы о квалификациях и пройти собеседование. Мой коллега – Романов Борис - будет сопровождать команду по маршруту Перу – остров Пасхи, а мне предстоит обратный переход через Тихий океан – с острова Пасхи в Перу.

4.jpeg

О том, как все начиналось

Наверное, самый частый вопрос, который мне задают, как вообще я попал в команду Kon-Tiki II? Для людей, родившихся в Советском Союзе и выросших на передаче "Клуб путешественников" с его бессменным ведущим Юрием Сенкевичем, Kon-Tiki и сама личность Тура Хейердала – нечто легендарное и недостижимое. И вдруг я плыву по тому же маршруту, под тем же самым флагом с изображением древнего Бога Солнца! Век информационных технологий имеет свое неоспоримое преимущество – стираются границы и уходят расстояния, разделяющие города и страны. И норвежский путешественник, и перуанский строитель плота, и английский журналист – все мы гораздо ближе друг к другу. Например, сидим на одном и том же сайте путешественников. Именно там я увидел, что норвежец Торгейр Хиграфф ищет в команду Kon-Tiki II русского врача, отдавая тем самым дань памяти своему прославленному земляку-путешественнику и его дружбе с русским врачом. Не скажу, что в этот момент меня охватило желание принять участие в экспедиции, скорее оно возникло ранее, еще несколько лет назад. Пройдя яхтенную практику и получив квалификацию шкипера парусного судна, родилась мечта о морском путешествии, даже писал как-то, что отращу бороду - и в кругосветку, а тут раз, и само путешествие меня нашло. Разве это не удивительно! Анкету заполнил не сразу. Путешествие длительное, а когда ты чувствуешь ответственность за маму, семью и большой коллектив NEO-Clinic из 220 человек – врачей, медицинских сестер, моих коллег и друзей, с кем мы идем одной дорожкой уже 10 лет, оказывая медицинскую помощь, обучая других специалистов и совершая научные открытия, однозначное решение принять не просто. Целая история совместной работы и жизни связывает нас. Именно эти мысли удерживали от заполнения анкеты, но интерес к неизвестному и уверенность в профессионализме и самостоятельности моих коллег заставили ее заполнить до конца и отправить организаторам.

5.jpeg

О физической подготовке

Когда в ноябре 2014 года отправил заявку на участие в экспедиции Kon-Tiki II Торгейру Хиграффу, приступил к активным физическим тренировкам. Здоровый образ жизни и спортзал всегда были моими спутниками с детства и юности, но когда тебе предстоит быть в открытом океане почти 100 дней – тут невольно начнешь испытывать сомнения по поводу подготовки к возможным событиям на плоту. Плюс, мне не придется сидеть на циновке в ожидании пациента – каждый член команды за время путешествия примерит на себя и роль шкипера, рулевого, даже юнги.  Поэтому, понимая, что путешествие потребует от меня огромных моральных и физических усилий,  я решительно пересмотрел график своих тренировок. В мой обязательный ежедневный перечень отныне вошел бег на выносливость, причем, руководствуясь теорией малых дел – каждый день, но по чуть-чуть, так, прибавляя по километру в неделю, в мае уже бежал 10 км за 53 минуты. Плавание – моя стихия, мама рассказывала о том, как в 5-летнем возрасте по совету доктора из 2-й городской больницы г. Тюмени отдала меня в спортивную школу, это стало линией детства. Да, наверное, не наигрался, но наплавался более чем. Не остановился и до сих пор. Не так давно коллективом NEO-Clinic сдавали нормы ГТО – ах, как это было здорово: легко и быстро плыть баттерфляем 50 метров за 26 секунд, добрым словом вспоминая мудрость мамы и профессионализм доктора, давшего ей совет отдать меня на плавание. Еще позволю себе дать совет тем, кого взволнуют эти строки – если хотите быть в хорошей форме, то… заведите себе собаку, желательно не очень кусачую, но со спортивным характером, не очень большую, но и не маленькую, в общем, выберите породу не умом, а сердцем, а щенка при осмотре помёта возьмите на руки, и вы поймете, кто вас поведет к здоровому образу жизни через непогоду, нежелание, леность и гиподинамию. Два раза в день 30-40 минут активности на улице, иногда 5-7 км на велосипеде, и долой таблетки, хвори и упадки духа.

6.JPG

Готовя себя к океанскому переходу, достал из подвала тренажер для занятия греблей, все-таки веслом работать – не лекции читать, старался раз-другой в неделю погрести до боли в суставах, жаль только картинка вокруг не менялась.

Здоровье врача в экспедиции, как бы странно это ни звучало, ему самому не принадлежит, оно принадлежит команде, поскольку врач, берущийся за сопровождение людей, не имеет права подвести своих товарищей.

О проблемах, которые могут возникнуть со здоровьем у людей в открытом океане

В процессе подготовки к экспедиции ни на минуту не забываю, что я все-таки врач-дерматолог. Человечеству известно чуть более 100 000 заболеваний, четверть из них – заболевания с кожными проявлениями. Кроме того, кожа принимает на себя весь объем взаимодействия с внешней средой, а мы как раз и идем взаимодействовать с внешней средой в виде океана и воздуха экваториальных широт. Понимаю, что на плоту будут физически подготовленные люди, которые, кстати, проходят тестирование и отбор на соответствие своего здоровья условиям экспедиции. Но никто из них не застрахован от порезов, переломов и, прежде всего, разнообразия воздействий на кожу. Это будет морская вода, влажный океанический воздух, контакт с морскими обитателями, которые подчас бывают ядовиты, кроме прочего они могут обладать стрекательными клетками, которые «выстреливают» яд на 1,5 – 2 метра. Из истории Тура Хейердала мы помним, что плот сопровождало множество кровожадных животных, пусть и миролюбивых, и просто любопытных, на первый взгляд, но всегда готовых пустить в дело свой охотничий инстинкт. Здесь нас может ждать множество моментов и случайностей, обусловленных пребыванием именно в этой среде, таких, как потеря электролитов, воздействие на сердечно-сосудистую деятельность, длительное пребывание в условиях морской качки и дефицита микроэлементов и т.д. Это чистой воды медицина экстремальных ситуаций, интереснейшая, требующая множества знаний и навыков. Кстати говоря, именно этой медициной и увлекался Сенкевич. В свою очередь, я считаю, что врач лечит то, что видит, а видит то, что знает. И, конечно же, лучше знать о многом заранее, но не встретить случаев для применения этих знаний. Пусть они, эти случайности, проплывут мимо, уже достаточно того, что мы знаем о них и, следовательно, относимся с должной настороженностью.

Об аптечке судового врача

Мне предстоит укомплектоваться необходимым медицинским инструментарием и медикаментами. Аптечка первичной помощи должна содержать все, что может понадобиться членам команды в условиях возникновения непредвиденных обстоятельств. Предполагаю, что аптечка пройдет внутреннюю экспертизу – буду обращаться к моим коллегам из российских центров морской медицины, и однозначно её ждет экспертиза в госпитале морской медицины Норвегии. Понимаю, что может возникнуть несогласованность по препаратам отечественного и европейского производства, но надеюсь, что цель – максимально быть готовым к любым происшествиям в условиях открытого океана - определит выбор.

Исходя из опыта моих предыдущих экспедиций, всегда формирую аптечку максимально, уже сейчас её вес 26 кг, и это только то, без чего я на плот не зайду в качестве врача. Мне приходится столь изобретательно укладывать составляющие аптечки, что если бы существовал конкурс на медицинский тетрис, то я, без сомнения, всегда занимал бы на нем первые места.

В разных экспедициях аптечка «худела» по-разному. Особенно ей пришлось поработать в Папуа-Новой Гвинее. Влажные леса, высокая температура (всегда 38С), стопроцентная влажность даже с подготовленными людьми играли злые шутки: потеря электролитов, обострение скрытых заболеваний, атака инфекций, укусы муравьев, насекомых. Под конец уже настолько к ним привыкли, что змея, проползающая у нас под ногами, когда ты сидишь у костра, никого не волновала. Не трогай её, и она тебя не укусит. Надо сказать, что любой укус в экваториальных широтах – это опасно. В этих условиях рана всегда будет гнить, даже если просто оборвать заусеницу. Это обусловлено высокой температурой и 100-процентной влажностью – идеальными условиями для развития инфекции. А в океане к этим факторам еще прибавится и соленая вода. Но уже знаю, чем смогу помочь товарищам, складывая бутылочки с гелями, коробочки с таблетками и пакетики с порошками.

Интересно, что при строительстве плота Kon-Tiki II в Эквадоре участники экспедиции столкнулись с опасностью быть ужаленными очень ядовитой змеей. По своему опыту оказания медицинской помощи в экстремальных условиях знаю,  что делать в таких случаях.

Будущее в прошедшем

Подготовка уже принесла столько положительных результатов, что уже только ради них стоило принять участие в экспедиции Kon-Tiki II. Так мне пришлось серьезно обновить свои знания английского языка. Понятно же, что помимо роли судового врача интернациональной команды, опроса жалоб, проведения осмотров и назначения лечения, так же, как и все, буду нести вахту, участвовать в научных исследованиях, работать в команде. А значит, я не просто должен говорить на английском, но и думать.

Каждый, кто знает систему глагольных времен в английском языке, помнит, как много там вариантов. Но среди них есть одно время – совершеннейший оксюморон для русского языка – будущее в прошедшем, Future in the Past. Подумать только… Но как же точно название этого времени отражает саму суть путешествия Kon-Tiki! 

Впервые прошлое встретилось с будущим, когда в 1946 году Тур Хейердал предположил, что острова Полинезии были населены индейцами Южной Америки, а древние инки были искусными мореплавателями. По древним чертежам и археологическим раскопкам, был построен первый плот Kon-Tiki и современные (будущие для тех самых древних инков!) люди смогли пересечь океан так же, как и жители доколумбовских времен.

Спустя почти 70 лет в роли прошлого теперь выступают даже не древние инки, а уже оригинальное путешествие Тура Хейердала. А будущее – это мы с вами – ведь каждый, кто следит за экспедицией Kon-Tiki II на сайте и в социальных сетях (в том числе и через аккаунты участников), невольно связан сравнением современной экспедиции с оригиналом 1947 года.

Несколько моих наблюдений положу, добавьте и свои, если есть. 

Первое отличие, это, конечно, конструкция плотов. На них появились гуары – кили для управления плотом, увеличился парус, изменилась мачта. И, если у Тура Хейердала, как у каждого первооткрывателя, была цель: «дойти!», то Торгейр Хиграфф уже ставит другие цели: «дойти быстрее!», «вернуться обратно!».  

Уверен, что это удастся, ведь за 15 дней пути плоты экспедиции Kon-Tiki II прошли 722 морских мили против 425 миль в путешествии 1947 года. Одна треть пути позади!

В плане технического оснащения будущее традиционно уверено кладет на лопатки прошлое, но всё равно неотделимо от него. Курс прокладывают с помощью компаса и секстанта, но при этом следят за его точностью, снимая десятки других параметров (скорость, движение относительно земли, точное до минуты время прибытия и др.) благодаря спутниковой связи через Iridium GO, а фотографии, тексты и результаты научных изысканий передаются в режиме реального времени!

Kon-Tiki II поставил перед собою ряд серьезных научных исследований в области экологии и океанографии, и это тот самый вклад будущего в продолжении прошлого наследия Kon-Tiki - это прежде всего наука, а затем уже испытание на прочность!

Надо сказать, что прошлое не всегда проигрывает, более того, как в нашем случае, берет верх, например, в плане экологии. Скромный улов будущих потомков путешествия 1947 года меркнет перед описание экспедиции Тура Хейердала: «Стоило только выставить ночью на палубу зажженный  керосиновый  фонарь, как со всех сторон мчались на огонек большие и маленькие летучие рыбы. Часто они натыкались на бамбуковую хижину или парус и беспомощно падали на палубу. Находясь вне своей родной стихии - воды, - они не могли взять разгон,  чтобы подняться в воздух, и лежали на палубе, беспомощно  трепыхаясь,  похожие  на пучеглазых сельдей с длинными узкими плавниками. Иногда с палубы  раздавался взрыв крепких слов - это выпрыгнула  из  воды  летучая  рыба  и  на  большой скорости шлепнула по лицу пострадавшего. Первой обязанностью кока, когда  он  просыпался,  было  обойти  плот  и собрать всех летучих рыб, которые за  ночь  приземлились  на  нашей  палубе. Обычно мы находили около полудюжины рыб, а однажды  утром  собрали  26 штук. Кнуту пришлось один раз очень расстроиться: он готовил завтрак и поджаривал хлеб,  а  летучая  рыба,  вместо  того  чтобы  попасть  прямо  на сковородку, ударилась об его руку».

В 1947 году в команде Kon-Tiki не было женщин, многие современники не верили в отвагу даже тех мужчин, что составили легендарную команду. Сегодня, Кари Дал, офицер береговой охраны, ведет плот Раити Тан. Обратно - капитаном выступит другая «морская волчица», Сигне Мелинг. Это лучшее подтверждение того, что невозможного мало. Собственно, как и всегда, в духе Kon-Tiki.

Будущее идёт по следам прошлого. Будущее, еще вчера представляясь нам невозможным, завтра становится прошлым. И в то же время остаётся тем маяком и путеводителем для новых будущих свершений, мечтаний и действий.

Сергей Гольцов, goltsovs.ru

Продолжение следует.

Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение