Правительство с поставленной задачей по капремонту не справилось

Выступление С. М. Миронова на заседании "круглого стола" комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству


Правительство с поставленной задачей по капремонту не справилось

- В 2012 году наша фракция выступала категорически против принятия закон, который устанавливал накопительную систему финансирования капитального ремонта. Хочу напомнить одно высказывание Президента Российской Федерации В. В. Путина, которое он сделал на одном из совещаний, посвящённых как раз этой проблематике, именно в 2012 году, цитата: "Вообще-то не по-честному это – на граждан всё перекладывать, они не в состоянии решить эти задачи. Очень трудно объяснить людям, почему при растущих платежах за ЖКХ и часто при неудовлетворительном качестве услуг они должны дополнительно платить ещё и за ремонт", - конец цитаты.

Ну, теперь давайте посмотрим, что же, в конце концов, сделало правительство. Мало того, что на граждан, вопреки Гражданскому кодексу, возложили обязанность по финансированию ремонта чужого имущества через так называемый "общий котёл", мало того, что люди платят по старым долгам государства, так государство ещё и текущие свои обязательства не выполняет.

Так, по состоянию на октябрь 2016 года, главный должник у нас – это как раз федеральная собственность. Даже на социальных нанимателей умудрились переложить плату муниципалитетов за капитальный ремонт. Нонсенс: людей заставили платить за всё, сама же власть за свой жилищный фонд не платит. А теперь риторический вопрос: ну, а если власть не платит по своим обязательствам, то кто же платит? Ответ очень простой. В системе "общего котла" эти неплатежи растворяются за счёт ответственных плательщиков, прежде всего за счёт граждан.

В целом практика применения новой системы капитального ремонта показала следующее.

Первое. Реальный мониторинг технического состояния домов не проводился.

Второе. Региональные программы формируются по необъективным критериям.

Третье. Сроки региональных программ растянуты на 30 лет и более.

Четвёртое. В результате многие дома, требующие капитального ремонта ещё вчера, продолжают пополнять аварийный фонд.

Пятое. Разъяснительная работа с гражданами не проводилась, большинство домов оказалось в системе "общего котла".

Шестое. Средства граждан, размещаемые на специальных счетах, не защищены.

Седьмое. Государственная поддержка практически не оказывается.

Восьмое. Качество проводимого в регионах капитального ремонта крайне неудовлетворительное.

Девятое. Собранные с населения средства осваиваются неэффективно. Так, в 2015 году собрали 97 миллиардов рублей, потратили на проведение капитального ремонта лишь 25 миллиардов рублей, остальные деньги людей съедает инфляция.

Десятое. Размеры взноса федеральной власти не контролируются и различаются в разных регионах в десять раз: от 1,5 рублей до 15 рублей с квадратного метра в месяц, как в Москве.

Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" ведёт последовательную работу по совершенствованию системы капитального ремонта в интересах людей. За прошедшие годы нам удалось добиться введения второго способа финансирования капитального ремонта по схеме "я ремонтирую свой дом через специальный счёт"; отстоять возможность освобождения жителей новостроек от платы за капитальный ремонт; ввести компенсацию расходов по оплате взносов на капитальный ремонт для пенсионеров и инвалидов; снизить максимальный срок выхода из "общего котла" с двух до одного года.

Ровно год назад мы с коллегами из КПРФ обратились с заявлением в Конституционный Суд о признании ряда норм Жилищного кодекса о капитальном ремонте противоречащими Конституции Российской Федерации. Суд признал, что закон соответствует Конституции, но в то же время дал чёткие предписания законодателю по дополнительному законодательному регулированию вопросов капитального ремонта, а именно: первое – установить механизм исполнения государством старых обязательств по проведению капитального ремонта многоквартирных домов; второе - не применять двухлетний срок выхода из общего котла к собственникам, которые изначально не выбирали этот способ накопления средств; третье - дать право гражданам изменять очерёдность проведения капитального ремонта в судебном порядке; четвёртое - предусмотреть гарантии сохранности средств граждан в случае прекращения деятельности регионального оператора; пятое - установить порядок компенсации собственникам накопленных ими на счёте регионального оператора средств в случае их утраты.

Эти предписания чётко соответствуют позиции фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", которую мы и отстаивали на протяжении последних пяти лет.

И вот только после решения Конституционного Суда правительство вынуждено было разработать законопроект, который призван исполнить указанные предписания. Однако давайте посмотрим на этот законопроект, а действительно ли он способен реализовать судебные постановления? Увы, когда начинаешь разбираться, видно, что нет.

Этот законопроект носит декларативный характер и не способен решить проблемы граждан в сфере проведения капитального ремонта. Во-первых, законопроект существенно минимизирует объём старых обязательств государства.

Во-вторых, законопроект не предполагает финансирование за счёт средств федерального бюджета.

В-третьих, устанавливаются заранее неисполнимые для нищих муниципалитетов требования о проведении ими капитального ремонта.

Очевидно, что местные бюджеты не способны профинансировать капитальные ремонты в домах, нуждающиеся в них ещё на момент приватизации.

В-четвёртых, законопроект не решает всех постановленных Конституционным Судом вопросов. Так, например, создание нового регионального оператора взамен обанкротившегося не гарантирует собственникам сохранность средств, поскольку все долги старого регионального оператора перейдут к новому и так далее.

Но это ещё не всё. 31 декабря 2016 года президент Российской Федерации дал правительству чёткие поручения по вопросам дополнительного законодательного регулирования вопросов капитального ремонта. Эти поручения касаются и контроля над обоснованностью устанавливаемых субъектами размеров взносов, и эффективности реализации региональных программ капитального ремонта, и ответственности за их неисполнение.

Но здесь ни правительство, ни, к сожалению, партия власти не торопятся исполнять поручение президента. Наоборот, наш законопроект, который полностью соответствовал указанной позиции президента, был отклонён Государственной Думой при молчаливой пассивности парламентского большинства. 

doc.png

Несмотря на это, мы в дальнейшем будем настаивать на реализации решения Конституционного Суда и поручения президента в интересах людей. Будем и дальше отстаивать принятие уже внесённых нами законодательных инициатив об освобождении от уплаты взносов на капитальный ремонт граждан, которые приватизировали квартиры в домах уже требовавших капитального ремонта, об ограничении платы за капитальный ремонт, о недопустимости перевода долгов публичной власти по платежам за капитальный ремонт на граждан и многие другие.

Считаю, что правительство Российской Федерации в лице профильного министерства не справилось с поставленной задачей по капитальному ремонту.

И в этой связи призываю своих коллег из фракций КПРФ и ЛДПР совместно подготовить обращение к Председателю Правительства Российской Федерации с требованием признать неудовлетворительной подготовку к реализации программы капремонта, формирование стратегии законодательных инициатив правительства в данном вопросе и с принятием необходимых кадровых решений.

TG

Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение