Наши костлявые караси никому не нужны

Есть в тюменской глубинке редкие природные красоты, чтобы увидеть которые, следует предпринять целое путешествие. Так, до озера Большой Уват в Вагайском районе нужно потрястись  70 километров по щебенке и еще столько же по зимнику, который доступен только три месяца в году. Глубинка под названием Заболотье

Одинарская, Осиновская и Веселинская - деревни, разбросанные в близости друг от друга по берегам озера Большой Уват. Тут вдали от большой земли веками живут татары, всего чуть больше полутора тысяч человек, соседей знают в лицо. Работы нет, дорог нет, из всех благ цивилизации только школа, фельдшерско-акушерский пункт и несколько магазинов. Главным кормильцем  у сельчан во все времена было озеро: вода и рыба, в окрестностях – дичь и ягоды.

Зинур Азанов, житель села Осиновская: «В советское время здесь хорошо жили, рыбный цех был с большим хорошими холодильниками, поставляли рыбу на тобольский рыбзавод. В 91-м цех закрыли и на его базе открыли колхоз. Лет пять он проработал, потом всю технику куда-то на сторону распродали и все. С тех  пор работы нет, зарабатываем только клюквой да рыбой, что поймали. Продукты в районном центре закупаем впрок, аж на целый год: сахар, муку, мыло - ведь добраться до нас тяжело. Не живем, скорее, выживаем, но к такой жизни привыкли, устоялось».

tg804.jpg

юное поколение рыбаков тюменского заболотья

Тихие будни сельчан разнообразили неожиданные новости о создании на озере Большой Уват особо охраняемой территории. В рамках государственной программы в Год экологии подобные изменения коснулись многих водоемов и других  природных зон России.

В официальном комментарии директора департамента недропользования и экологии Тюменской области Жанны Злобиной говорится: «Необходимость установления охранного режима диктуется уникальностью озера Большой Уват. Это самое большое озеро Тюменской области. Озеро является своеобразным депо воды. Вода озера очень чистая и используется населением для хозяйственно-бытовых целей. На озере останавливаются во время сезонных миграций и кормятся птицы, занесенные в красные книги: краснозобая казарка, орлан-белохвост, кроншнеп большой и другие. Основным угрожающим фактором является деятельность, связанная с изменением гидрологического режима озера и его загрязнением. Бесконтрольное регулирование поступающего и выходящего стока могут привести к деградации водной экосистемы, а его загрязнение — к ухудшению качества воды, зарастанию, заморам и гибели рыбы, что в свою очередь усилит процессы деградации озера».

tg805.jpg

зимний улов заболотинцев щедр на карасей

Для людей, живущих уединенно, своим привычным размеренным укладом, эта новость стала шоковой. Вначале года о намерении областных властей узнали из местной газеты «Сельский труженик», потом в феврале на публичных слушаниях об этом лично заявил глава администрации Вагайского муниципального района Рамай Сунгатулин. Он доступно рассказал жителям о преимуществах создания особо охраняемой зоны, и о том, что права местного населения после принятия решения никто ущемлять не будет.

«Положение по созданию природного памятника разработано в целом неплохое, и в этом случае, я считаю, что в новом статусе озеро будет защищено от случайных арендаторов, которые могут взять водоем в аренду на 40-50 лет, и неизвестно что  с ним станет.  Я сам лично выступаю за то, чтобы озеро стало охраняемым, но при этом настаиваю на том,  чтобы население смогло жить и питаться у озера, как прежде. Люди проголосовали против.  Это их право, у нас все-таки демократия», - поделился Р. Сунгатулин своим мнением по этому вопросу.

Согласно информации департамента недропользования и экологии,  жителей Заболотья в скором будущем ждет ряд запретов. В их числе:  размещение отходов производства и потребления, сброс сточных вод, создание в водном объекте искусственных земельных участков, искусственных островов, разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых, весеннюю охоту на водоплавающую дичь, строительство объектов, не связанных с рыбоводством, рыболовством, рыбопереработкой, самовольные действия, приводящие к изменению гидрологического режима озера. Казалось бы,  все в интересах сохранности озера. Но жители Заболотья все равно видят подвох.

«Мы просто уже не верим, вчера одно говорили, сегодня другое. На публичных слушаниях нам прямо на карте показывали границы этой охраняемой территории. Представитель департамента недропользования и показывала. И картина совсем друга получалась. И что самое нам непонятное, границы захватывали большей частью ту часть озера, где расположены все населенные пункты, а с другой стороны озера граница идет прямо по воде, не доходя до берега. Почему туда граница не пошла, а большей частью коснулась нас?  И нам говорили о том, что запрещено будет передвигаться в границе территории на автотранспорте. Это нас больше всего и задело, ведь люди по клюкву, по ягоды туда ездят», - сетует «абориген» Зинур Азанов.

На запрос редакции «Губернии» департамент недропользования и экологии ответил так: «Все виды пользования водных биоресурсов могут осуществляться в прежнем режиме и проблем в части заготовки дров, сбора грибов и ягод не возникнет, так как планируемый к созданию памятник природы включает только само озеро». Показания с очевидцами февральских слушаний расходятся,  мнения рознятся, народ ропщет. 

Местные коммунисты, которых возмутил факт возможного перевода озера Большой Уват в памятник природы, взялись за дело с энтузиазмом. За два дня они обошли три села и собрали более 500 подписей за то, чтобы оставить все, как есть. А на общественных слушаниях  днями позже из 117 человек присутствующих 114 голосовали «против», и один воздержался. Единогласно.

На этот сельский сход приехала Тамара Казанцева, депутат Тюменской областной Думы от КПРФ, которая и озвучила результат по собранным подписям и подытожила общественное мнение: «Статус заповедника ничего не решит, нужна государственная политика в области рыболовства. В советское время на озерах были рыбоучастки от рыбзаводов, которые следили за состоянием озер. Сейчас многие водоемы в руках арендаторов, у которых нет ни возможностей, ни желания заниматься зарыблением озер». 

Одновременно с протестом заболотинцев жители другой труднодоступной территории Чебурга-Тахтагул также отклонили на общественных слушаниях идею создания заказника регионального значения «Утиный». Об этом начали писать в СМИ, общественность всколыхнулась, а на последнем заседании Тюменской областной Думы блок КПРФ рьяно и многоголосо выступил в защиту прежнего уклада заболотинцев.

Массовое сопротивление народа государственной политике вызвало недоумение у областных законодателей. Так, Юрий Конев, депутат областной Думы по Ярковскому избирательному округу, не понимает причины противостояния жителей Заболотья, считая, что данная реформа им только на руку: «Мы уважаем мнение людей, но получается так – решение люди для себя приняли, а последствия принятого решения таковы, что никто ничего так и не решает. Кто будет зарыблять озеро, откуда взять на это средства? А ведь если придет арендатор, для них это будет гораздо хуже, нежели особо охраняемая территория. Вылавливать рыбу в озере можно бесконечно, но если не пополнять его новыми биоресурсами, если за ним не ухаживать -  вылавливать там скоро будет нечего. Года полтора назад я сам был там, говорил с гражданами. У них ведь подход какой: пусть нам зарыбляет кто-то, а мы будем вылавливать. Они хотят полной свободы. А особо охраняемую территорию представляют как сплошные запреты во всем. Ведь если будет охраняемая территория,  тут могут быть и областные программы, а это какие-то деньги, большие или малые, и тут можно было бы предусмотреть то же самое зарыбление. Но людей беспокоят, на их взгляд, какие-то ограничительные меры».

 «Мы еще в 1995 году зарыбили озеро карпом, - говорит рыбак Зинур Азанов. - Вы бы видели, что тут было раньше: камыши полутораметровые повсюду. На другой берег не добраться, весь винт - в водорослях. Сейчас спокойно на лодках ходим, озеро хорошее, чистое. В весеннее половодье оно естественно зарыбляется, с малых озер рыба сама идет в Большой Уват. Рыбы много, всем хватает».

Еще один житель Заболотья, Анвар Сафаров  вообще считает, что дело тут даже не в озере: «От того, что озеро получит новый статус, ничего не изменится. Миллионов на его восстановление никто «вбухивать» не будет. Колхоз поднимать, работу людям давать никто не собирается.  Это просто ступень к появлению здесь нового хозяина. Фауна богатая, можно охотничьи хозяйства открывать, базы туристические, не говоря уже о том, что возле озера есть залежи нефти. Никому наши костлявые караси не нужны, все дело в деньгах. А местный народ, в конце концов, уедет отсюда, кто сможет. У людей последнее забирают».

«Столь пессимистические настроения в Заболотье объяснить вполне можно, - высказался еще один областной законодатель, заместитель председателя Тюменской областной Думы, справедливорос Владимир Пискайкин. - Народ, обособленно выживающий в труднодоступном районе без работы и комфортных условий жизни, просто не доверяет власти. Они привыкли рассчитывать только на себя. Ограничений на Большом Увате будет немного, но это все же ограничения. А любая перемена людей пугает. В случае с этим озером, даже если его не признают особо охраняемым объектом, необходимы постоянные хозяйственные меры, людям нужна работа там, где их дом. Помочь им восстановить рыбный промысел, была ведь отработанная схема с рыбным заводом Тобольска, чем она сегодня плоха? В этом плане я согласен с коллегами – коммунистами. Помогая людям, надо думать в первую очередь о сохранении их малочисленного этнического поселения».

Областная оппозиция, в частности, представители КПРФ, уже имеют опыт «отстаивания» природных зон. Так, несколько лет назад, коммунисты единым фронтом добились сохранения в районе деревни Решетниково берега старицы реки Тура, где частники собирались открывать коммерческий пляж. «В прошлый раз у нас получилось защитить это место, потому что нам удалось быстро всем собраться, быстро среагировать. Собрали местных жителей и общим  голосованием приняли решение никого сюда не пускать. Природную зону возле деревни хотели сделать зоной отдыха. Привычная практика. Но у нас есть право голоса и право выбора. Главное его использовать», - прокомментировал ситуацию депутат Тюменской городской Думы, коммунист Александр Чепик.

Пока слышны протестные голоса заболотинцев, решение о превращении озера Большой Уват в особо охраняемую зону власть принимать не спешит. Тюменская оппозиция тоже не дремлет: коммунисты и «эсеры» готовы защищать интересы жителей до конца. Сейчас все ждут результатов государственной экологической экспертизы. Она и станет решающей в спорном вопросе.

Вера Романова,

фото: tmntd.ru

Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение