Пионеры современности: быть или не быть?

В России учреждена новая общероссийская детско-юношеская организация. 29 октября 2015 года вступил в силу Указ президента Российской Федерации Владимира Путина "О создании общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников". Таким образом, сделана попытка создать в стране аналог пионерской организации, существовавшей в СССР

Пионеры современности: быть или не быть?

В документе, опубликованном в «Российской газете» 2 ноября 2015 г., объясняется, зачем нужно движение: «В целях совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействия формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей». Иными словами, глава государства надеется, что объединение школьников поможет нам стать лучше, порядочнее, добрее, вырасти патриотами и т.д.

Узнав об указе, первым делом я решила поговорить с родителями по этому поводу, узнать их мнение, сравнить, проанализировать. Мнения разнились. Папа сказал, что это очень хорошая идея, и у народа снова будет что-то общее. А мама, напротив, выразила своё мнение таким образом: «Очень сомневаюсь, что что-нибудь получится, сейчас уже дети не те, но попробовать стоит». Меня заинтересовал ответ мамы, что значит «дети не те?».

Чтобы выяснить, что думают другие взрослые и современные дети об инициативе президента, юнкоры из молодежной редакции гимназии №16 провели опрос. На их вопросы ответили 84 школьника в возрасте от 10 до 14 лет и 15 взрослых людей в возрасте от 20 до 61 года.

Выяснилось, что все взрослые, конечно, знали о том, что в СССР существовала пионерская организация, вот только пионерскую форму удалось поносить не всем. На вопрос «Были ли вы пионером?», «да» ответили 10 человек, «нет» - 5 человек. О создании в стране детско-юношеской организации "Российское движение школьников", как оказалось, тоже оповещены не все (об Указе президента знают 8 человек, «не знают» - 7 человек).

На вопрос «Как вы относитесь к инициативе главы государства? Считаете ли вы, что возрождение общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации поможет в воспитании подрастающего поколения?» положительно высказались все опрошенные.

Приведу здесь комментарии взрослых по этому поводу: «Это очень неплохая идея»; «Да, я считаю, что поможет. Если убрать некоторые «излишества», характерные для советского пионерского движения, то это будет здорово, это объединит детей, и даст им воспитание, идею, дисциплину»; «Отношусь положительно, ведь это ещё одна ступень социализации для подрастающего поколения»; «Детско-юношеская организация, безусловно, необходима, однако участие в ней должно быть добровольным»; «Это очень нужная инициатива»; «Возрождение организации будет способствовать воспитанию коллективизма, патриотизма, умению работать в команде», «Я не против, пусть эти лентяи работают».

Дети оказались не столь единодушны. Впрочем, это понятно. Ведь никто из представителей подрастающего поколения в силу объективных причин пионером не был. Впрочем, о существовании в СССР детской организации современные школьники знают (78 человек из 84-х опрошенных). Об указе президента знают 39 человек, не знают - 45 человек.

На вопрос «Как вы относитесь к инициативе главы государства? Считаете ли Вы, что возрождение общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации поможет в воспитании подрастающего поколения?» положительно ответило 47 человек, отрицательно – 6, остальные затруднились ответить.

Вот комментарии школьников: «Я думаю, что Путин мудрый и умный, поэтому я отношусь положительно. Возврат «пионерии» будет помогать в воспитании»; «Я считаю, что это поможет в воспитании детей»; «Конечно, согласна, если только мальчики будут участвовать»; «Отношусь положительно. Не знаю, поможет ли возрождение общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации в воспитании ребенка, ведь всё зависит от него»; «Не знаю, скорее да, чем нет»; «Я хорошо отношусь к этой инициативе. Думаю, наше поколение станет порядочнее»; «Я считаю, что это правильное решение, потому что детям нашего времени нужно уметь самовыражаться и высказывать своё мнение»; «Думаю, что это поможет детям развеяться на досуге»; «Я считаю, что не нужно создавать «пионерские движения», я не буду соблюдать коммунистические правила, лично мне это не нужно»; «Я отношусь к этому спокойно. Не знаю, может быть. Я реалистка и поэтому не могу заглянуть в будущее»; «Мне кажется, что некоторым поможет, но большая часть детей не такая»; «Вряд ли»; «Я не знаю такого, не знала и знать не хочу!»; «Мне по-фиолетовому»; «Я не против. Только если это не коснётся меня»; «Нет! Детям начинают указывать, как жить. При этом они забывают про самостоятельность детей. Не нужно принуждать детей помогать другим»; «Я очень хорошо отношусь к просветительству и считаю, что организация поможет нашему будущему», «Я считаю, что президент поступил правильно».

Естественно, что современная «пионерия» будет отличаться от советской пионерской организации. В первую очередь, коллективная идея школьников должна быть согласована с общей системой ценностей, чтобы дети имели возможность активно участвовать в общественной жизни страны и формировать свою гражданскую позицию.

Кстати, в разное время в разных странах мира (США, Индии, Франции, Германии, Великобритании, Польше, Китае) действовали и до сих пор существуют различные молодёжные организации, поддерживаемые государством, информирует «Российская газета».

Например,бойскаутыАмерики(Boy Scouts of America - BSA). Организация насчитывает около 2,7 миллиона человек. Слово скаут (англ. scout) переводится с английского как разведчик.В 1916 году организация американских скаутов была признана в масштабе всей страны. Это стало результатом общественно-полезной и разнообразной деятельности бойскаутов во всех штатах. Вместе с официальным признанием, бойскауты получили свой собственный устав, который закреплял цели и задачи движения, а также давал его членам право на ношение особого рода униформы.Скаутов обучают широкому спектру жизненных навыков, включая первую помощь, кемпинг, гражданские права и обязанности. Девиз скаутов «Будь готов!» (англ. Be Prepared); по-английски он сокращается до первых букв, так же как фамилия основателя движения скаутов (B.P.). Скаутская эмблема — лилия (трилистник). Три конца лилии представляют три элемента скаутской клятвы: долг перед собой, перед ближними, перед Богом. Скауты во всем мире совершают рукопожатие левой, а не правой рукой, что является знаком особой дружбы и веры. Кстати, в США в 20-30-е годы прошлого века существовала и пионерская организация под покровительством местной коммунистической партии.

Во Франции существует много общественных организаций, где главные действующие лица - школьники и молодежь. Лучше всего в "пионерский формат" вписываются "Скауты и следопыты Франции" (ССФ). У них акцент сделан на целенаправленной работе по духовному, умственному и физическому развитию молодых людей. Эта организация признана государством как "общественно-полезная", но каких-либо субсидий не получает. Однако ССФ не может похвастаться широким охватом - в ней состоят чуть более 70 тысяч человек.

В Польше Союз польских харцеров насчитывает 95 тысяч человек. Эта молодежная организация существует в стране с начала XX века, она не прекращала свою работу даже во время Второй мировой войны. Харцерские организации в школах состоят из дружин для самых маленьких, ребят постарше, и подростков. Они занимаются спортом, изучают основы религии, осуществляют локальные проекты, например, в рамках акции "Активный гражданин мира", учатся разводить костер, оказывать первую помощь, правильно отмечать национальные праздники. Летом харцеры сами организуют выезды на природу, живут в палатках и учатся применять полученные знания на практике. Ежегодно в такие лагеря приезжают до 60 тысяч юных поляков.

По моему мнению, «Российское движение школьников» – это сплоченность российской молодёжи, это глобальная, заряженная позитивом идеология, которой так не хватает в современном школьном мире. Эта организация создана для воспитания патриотов своей страны, для осознания истинных ценностей каждым ребенком.

Мария Коновалова, школа №20, г. Тюмень

Опрос проведен учениками гимназии №16, обучающимися по дополнительной образовательной программе центра развития творчества детей и юношества «Грант» «Школа юнкора: первые шаги» (педагог Елена Аксарина): Анастасией Раковой, Ксенией Богомоловой, Юлией Радыгиной, Екатериной Утусиковой, Анной Жоговой, Кариной Суровневой.

Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение