Игра не на жизнь, а на смерть

Волна подросткового суицида захватила Россию, а виной всему - социальные сети, конкретнее, «группы смерти». Около 700 подростков по всей стране совершили «самовыпилы».* «Индустрия юной смерти» не обошла стороной и Сибирь, последние самоубийства в Тюмени были зафиксированы в начале декабря 2016 года: трое подростков 12-14 лет решились шагнуть с высотных зданий навстречу смерти

Игра не на жизнь, а на смерть

Символом самоубийц стали киты, которые выбрасываются на берег по разным причинам. Например, потеряв ориентацию в пространстве, эти млекопитающие «начинают паниковать», а если это произошло еще и с вожаком, то он может увести к мелководью всю стаю и «заставить» всех выброситься на сушу. «Система» с подростками действует по тому же принципу, что и с морскими обитателями. Ребята следуют за своим «лидером», словно потерявшиеся в пространстве киты, а он ведет их к самоубийству. 

«Чистим общество от биомусора»

Проводником на тот свет решил стать 21-летний уроженец города Солнечногорска, из Подмосковья, Филипп Лис (Будейкин). Причем он не просто возложил на себя полномочия бога, но и попытался придать преступлениям смысл: «Есть люди, а есть биомусор - это те, кто не представляет никакой ценности для общества и несёт или принесёт обществу только вред. Я чистил наше общество от таких людей», – заявил он в одном из своих интервью.

Влиять на неокрепшую психику школьников Будейкин решил с помощью социальных сетей – более трети подростков, пользующихся Интернетом, проводят онлайн не менее четырех часов. Первая группа смерти «Вконтакте» появилась в 2013 году, но спустя год ее заблокировали. Достоянием общественности такие сообщества стали лишь весной 2016 года. Их администраторы активно использовали образ Рины Паленковой, которая свела счеты с жизнью, бросившись под поезд осенью 2015 года. Позже Будейкин подтвердил, что девушка 1998 года рождения стала его первой жертвой.

Главного координатора опасных игр задержали в 2016 году, но его страшное дело подхватили другие «чистильщики»: отчаявшемуся школьнику надо лишь выполнить несколько заданий, например, вырезать лезвием на запястье #морекитов и получить дату своей смерти, до которой у останется 50 дней (отсылка к книге Стей Крамер «50 дней до моего самоубийства», в которой главная героиня дала себе полсотни дней на обдумывание своей жизни).


Умирать молодым – тренд?

По мнению большинства школьников, уберечь подростков от самоубийства невозможно, но остались и те, кого не покидает надежда, что ребят можно спасти вниманием, лаской и любовью: «Необходимо с ними больше разговаривать и узнавать о том, есть ли у них какие-либо проблемы», – к такому выводу удается прийти после общения с учениками тюменских школ. Поговорить об опасных развлечениях удалось с более чем полусотней ребят, причем некоторые из них не просто «знают о группах смерти», но и пробовали примерить на себе роль жертвы. Благо, хватило сил и ума остановиться, а может, просто повезло.

«Первое задание звучало так: «вырежи на руке своё имя». Тут скажу честно, решила посмеяться, взяла красный карандаш для губ и написала на руке «Аня», чтобы было как можно меньше букв. Выглядело правдоподобно, но не достаточно для выполнения задания. Тогда я решила, что нужно это растереть чем-то острым. Взяла циркуль и стала тереть. В итоге дотёрла до крови. Сфотографировала. Зашла в группу. Они скинули на стену альбом для фото с выполненным первым заданием. Отправлять фото не стала», – поделилась историей тюменка Таня. Дальше «игра» не пошла: девочка не выполнила задание, в отличие от десятка других ребят. «В альбоме группы было столько фото…и все в крови! А на «стене» уже «висело» второе задание. Я хотела попробовать, но забыла», – рассказала школьница. По ее словам, кто-то должен был прислать видео, которое «зомбирует» детей, но такого, вроде не было. «Все, с кем я общалась, говорили «да мы так, посмеяться, интересно же», но в итоге они отправляли фото с порезанными венами в альбомы подобных групп», – в итоге Таня вышла из группы после увиденных фотографий порезанных запястий в этих альбомах. Ей стало страшно, и она решила, что даже ради любопытства такие «игры» не стоит рассматривать и проверять себя на прочность.

«Подростки вступают в группы из-за интереса, ищут приключения, а эта игра кажется им не более чем развлечением, но когда дети осознают, во что они ввязались, ломается их психика. Я считаю, что нужно отвлекать детей от Интернета, пытаться водить на концерты, фестивали, чтобы «на меланхолию» времени не оставалось», – уверена 13-летняя Алия.

Так или иначе, мысли о самоубийстве возникали у четверти опрошенных школьников из разных учебных заведений города: «Иногда, но не всерьез». «Я считаю, что школьники  вступают в эти группы из-за нехватки воспитания и от большого количества свободного времени, когда  тебе нечем заняться, начинаешь накручивать себя, плохие мысли лезут в голову. Чтобы подростковых суицидов стало меньше, родители должны заниматься своими детьми и говорить им, что они самые любимые и лучшие», – поделилась мнением 17-летняя Софья.

Нет желания жить – «привьем» повышенным вниманием

«В переходном возрасте у ребенка возникает много сомнений, если в такой период ему попадаются «группы смерти», то они оказывают на него сильное влияние. Почему именно определенный  ребенок вступает в эти группы? Не все же дети «ищут такой выход», значит, у него возникли какие-то проблемы, и родители должны это уметь их замечать и помогать ребенку справляться с трудностями», – прокомментировала школьный психолог Индира Насырова.

Одни утверждают, что корень всех проблем – отсутствие понимания родителей, другие – отсутствием цели в жизни: дети не заняты ее достижением, превращением мечты в реальность, поэтому просто «прожигают» юность. «Чтобы побороть эти группы, нужно объединяться, создавать организации по борьбе с пропагандой суицида. Чаще всего дети совершают суицид из-за нелюбви к себе. Чтобы предотвратить самоубийства, надо общаться с ребятами и в школе, и дома», – поделилась мнением директор кризисного центра «Право на жизнь», психолог Виктория Фролова.

Подытожим. Для того, чтобы прекратились подростковые суициды, родители, в свою очередь, должны чаще интересоваться о делах своего чада в школе, в кружках, да и вообще стать ребенку настоящим другом, с которым можно поделиться всеми своими думами, переживаниями, не получая за свое мнение «нагоняй». На данный момент идет активная борьба с этой «напастью», «группы смерти» блокируются, психологи проводят профилактические беседы, идет повышенный контроль над учениками со стороны, как родителей, так и учителей. Иначе нельзя, ибо этот мир может лишиться выдающихся в будущем людей, которые «сломались» в подростковом возрасте, не получив вовремя участия внимательного и умного человека.

Юлия Буркова, Дарья Естехина,

 фото Дарьи Естехиной

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­* «Самовыпил» - прыжок из окна или с крыши (сленг).

______________

Материал подготовлен учениками Школы современных медиа  детского центра «Грант».

Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение