«Внимание: опасность пожара! Администрация просит вас покинуть помещения по эвакуационным выходам»
Как прокуратура с
пожарными ТРЦ «Солнечный» проверяли
2 апреля управляющий торгово-развлекательным центром «Солнечный» Сергей Букин получил извещение о прокурорской проверке. Исполняющий обязанности прокурора Ленинского АО г. Тюмени, юрист 1 класса И. Василинчук извещал менеджера о том, что во исполнение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, на основании части 2 статьи 21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» и поручения прокуратуры Тюменской области от 27 марта сего года, на предприятии будет проведена проверка исполнения законодательства о противопожарной безопасности. Осуществлять рейд предписывалось помощнику прокурора Н. Голованову совместно с сотрудниками отдела надзорной деятельности номер 11 УНД ГУ МЧС России по Тюменской области.
3 апреля в 10:00 приглашённый спецкор «Губернии» уже сидел, как штык-нож на дуле автомата, в кабинете управляющего, пил ароматный Американо и слушал из уст С. Букина последние городские новости о противопожарном ажиотаже в Тюмени, начавшемся после жутких событий в кемеровской «Зимней вишне».
- В городе резко кончились все огнетушители, таблички направления эвакуации и световые табло «Выход», - рассказывал управляющий. – Возникла большая очередь на перемотку пожарных рукавов. Их же надо по инструкции раз в полгода продувать и перематывать, чтобы они не слежались и не потрескались. Ценник вырос в разы. Спецы дерут по 500 рублей за рукав – запредельная цена! Мы по знакомству арендовали машинку по перемотке и своими силами за два дня и две ночи перемотали 200 пожарных рукавов.
Тут у Сергея зазвонил телефон. Охрана фуд-корта сообщила, что в KFCсработал датчик пожароохранной сигнализации и автоматическая голосовая система оповещения об угрозе пожара, идет массовая эвакуация посетителей.
- Учебная тревога перед проверкой?
- Нет, так бывает, случается, знаете, когда пекут пиццу, – большой заказ – и пар из жаровни не успевает весь уйти в вытяжку и попадает на датчик. До трагедии в Кемерово мало кто из наших посетителей реагировал на голосовое оповещение системы, а сейчас – ребята говорят – и гости, и продавцы вещи свои побросали и бегом побежали на выход, лишь бы себя спасти.
Проверяющая комиссия из четырех человек во главе с юристом 3 класса Николаем Головановым прибыла к 11 часам. Прокурорский чиновник увлёк управляющего в кабинет и о чем-то разговаривал с ним за закрытыми дверями тет-а-тет минут 10-15. Тем временем я попытался выяснить у представителей МЧС план проверки.
- Мы никаких комментариев не даём, - недружелюбно буркнул в ответ старший инспектор В. Клещёв. - Обращайтесь в пресс-службу.
Прокурорский работник был более лоялен к представителю прессы. Он пояснил, что проверка исполнения законодательства о противопожарной безопасности означает тотальный обход всего здания, от подвала до крыши, изучение служебной документации, осмотр пожарно-технического оборудования, инструментов и средств пожаротушения, исследование материалов, используемых в отделке помещений центра, в общем, кропотливой работы - на два дня.
- О чем вы там с ним говорили? – украдкой спросил я Букина, когда комиссия, разделившись на три группы, двинулась по этажам. – Взятку, часом, не вымогал?
- Нет, что вы! Говорил, что и как будут проверять.
Начали, не мудрствуя лукаво: было предложено нажать красную кнопку пожарной сигнализации, расположенную на стене, которую может нажать любой посетитель, почувствовав дым или завидев открытый огонь. Нажали. «Внимание: опасность пожара! Администрация просит вас покинуть помещения по эвакуационным выходам», - полился из динамиков по всем этажам «Солнечного» уверенный, но спокойный женский голос. И тут же размеренная жизнь торгового центра перешла в ускоренное движение: работники ювелирных лавок принялись спешно убирать с витрин драгоценности, продавцы салонов, на ходу надевая верхнюю одежду, спешили закрывать на ключ рольставни, посетители торопились по эскалаторам на выход.
- Не пойду на улицу! – уперлась перед самым выходом большая грузная женщина пенсионного возраста, одетая в легкое платье, видимо, работница.
- Но надо! - убеждал ее охранник, - по инструкции положено, проверка же!
- Не пойду, хоть убейте! – стояла насмерть бабушка.
- Почему вы не хотите выходить наружу? – обратился я к ней.
- Да сколько же можно?! – возмутилась она. – Третий раз за сегодня на улицу выгоняют! Я вам что, девочка что ли?!
Четырехэтажный «Солнечный» опустел за какие-нибудь пять-семь минут. Проверяющим потребовалось еще минут 10, чтобы убедиться, что в помещениях торгово-развлекательного центра не осталось никого. После чего сигнализация была отключена, а трудовому и праздному народу разрешили вернуться на свои места.
Предварительные результаты проверки стали известны только через неделю. Их устно по телефону поведал всё тот же юрист 3 класса, помощник прокурора Ленинского АО г. Тюмени Николай Голованов: не в каждом торговом месте имеется инструкция о мерах пожарной безопасности и назначены лица, ответственные за пожарную безопасность; в некоторых местах не обеспечено исправное состояние механизмов при самозакрывании противопожарных дверей; ширина одного эвакуационного выхода не соответствует нормативам; высота ступеней лестницы второго эвакуационного выхода кинозала не соответствует закону; отделка стен кинозалов выполнена из горючих материалов; склады не обозначены соответствующими знаками категорий взрывопожарной и пожарной опасности; не все помещения обеспечены автоматической пожарной сигнализацией, в частности, помещение гардероба и комната матери; рекламные баннеры, размещенные на фасаде здания, выполнены из горючих материалов; не разработан оперативный план пожаротушения и специальные правила пожарной безопасности; обнаружены неисправности пожарных кранов внутреннего водопровода…
По словам Н. Голованова, в ходе проверки выявлено более 50 нарушений законодательства о противопожарной безопасности. Управляющий ТРЦ «Солнечный» Сергей Букин серьёзными считает только четыре.
После официального оформления заключения будут возбуждены административные материалы в отношении виновных юридических лиц и вынесен акт прокурорского реагирования, результатом которого должен стать отчет проверяемой стороны об устранении выявленных нарушений.
Сергей Суразаков, фото автора