Она ушла, оставив после себя мечту

19 августа, в результате инсульта, ушла из жизни режиссер, педагог и руководитель Театра «Мимикрия» Любовь Юрьевна Лешукова. Ей было 36 лет...

Она ушла, оставив после себя мечту

Любовь Лешукова – директор, художественный руководитель театра «Мимикрия», член союза театральных деятелей Российской Федерации, режиссер, педагог, доцент кафедры режиссуры Тюменской государственной академии культуры искусств и социальных технологий, лауреат премии Союза театральных деятелей РФ «Признание» за поддержку любительского театрального движения в России. За свою режиссерскую карьеру поставила более 15 сценических и уличных спектаклей, а так же является организатором и директором двух международных фестивалей. Без нее уже невозможно представить современную творческую жизнь Тюмени.

Она родилась 3 сентября 1977 года в селе Агарак Юргинского района Тюменской области. В 1999 году окончила Тюменский государственный институт искусств и культуры и получила квалификацию «Режиссура драмы», после окончания работала артисткой в ДМТ «Ангажемент». В 2004 окончила Академию переподготовки работников искусств и культуры, туризма, кафедра Пантомимы и пластической культуры театра (всероссийский центр пантомимы, класс И.Г. Рутберга) и получила диплом и квалификацию «Режиссер пластического театра. Преподаватель пластики и пантомимы» (г. Москва). В мае 2003 года она основала театр «Мимикрия», которым руководила до конца своих дней.

«Мимикрия» – маленький театр, не имеющий своего помещения, выросший из студии эстрадных миниатюр при Тюменской государственной академии мировой экономики управления и права. Театр стал брендом города, известным не только знатокам театральной жизни.

Ее театр одиннадцать лет искал свой стиль и путь, изобретал язык общения с миром и зрителем. Хотя главная особенность театра обозначилась сразу на первых представлениях, и актуальна до сих пор. Это поиск новых форм, синтез, живость.

Театр вышел на улицу к своему зрителю сразу, в первые годы своего существования. Сначала были перформансы, потом – фестиваль уличных театров «Сны улиц», событие международного масштаба, бренд Уральского Федерального Округа, благодаря которому тюменцы увидели настоящее европейское уличное искусство. Театр пригласил прохожих принять участие в игре и таким образом, практически создал своего зрителя, с которым до сих пор ведет диалог. Чуть позже возник фестиваль «Театральная революция», собирающий на одной площадке молодежные и студенческие коллективы.

Все, что делала Любовь Лешукова и ее театр, все, что она сделала за одиннадцать лет уникально или близко к уникальному. Одиннадцать лет назад «Мимикрия» была чуть больше, чем театр пантомимы. Сегодня она – чуть больше, чем театр. Ведь «Мимикрия» выходит не только за рамки очередного помещения, но и за рамки конкретного направления искусства, создавая значимые культурные проекты, по сути, формируя городскую среду, приводя театр туда, где люди ждут его меньше всего – в торговые центры, библиотеки, офисы. Устраивая передачи на телевидении и радио, представляя Тюмень и Россию на зарубежных фестивалях, на Всероссийском телевизионном шоу «Минута славы».

Традиция ее театра – в отсутствии традиции, в способности и потребности делать каждый спектакль, как будто с чистого листа, и в то же время – воплощая накопленный опыт.

Первая постановка театра – спектакль «Раз-общение», его премьера состоялась в мае 2003 года. Это был сборник разножанровых миниатюр об одном большом человеческом одиночестве, рассказанное с помощью искренности, искусства молодых актеров, живой музыки.

В собственных постановках Лешукова не ограничивалась одним жанром, сделав ставку на эксперимент, поиск новых подходов. Каждый спектакль отличался от предыдущего и по выразительным средствам, и по уровню выбранного материала, и по сложности задачи. Так состоялись две следующие громкие премьеры – «Страсти Пьеровы» (2005 г.) и «Тень» (2007 г.).

Многолетнее отсутствие постоянного помещения выработало у театра способность подстраиваться под существующие обстоятельства, «мимикрировать». Минимализм, не создающий ощущения пустоты; здесь все на месте и все работает. Мир Пьеро в «Страстях» – небольшой задник с геометрическим рисунком прохладной расцветки, простая кровать, две звезды на нитках. Спектакль «М/Ж: игра без правил» (2008 г.) сыгран практически без декораций, среди бетонных стен, задрапированных мешковиной. В спектакле «Сыграем в ящик?» по рассказам А.П. Чехова (2009 г.) актеры скручивают из белой изолированной проволоки кружевные деревья, птиц, лампочки; все, что нужно для создания пространства. Сценой в постановке «Не время любить» по мотивам произведения А.Арбузова «Мой бедный Марат» (2010 г.) стал мост, по которому сквозь время двигались герои, пытаясь понять свою причастность к прошлому. В спектакле «Преодоление» по драматической кантате Пабло Неруды «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты» (2011 г.) в распоряжении героев белые полотнища и деревянные ящики. Все условно и предельно точно.

Весь опыт, накопленный театром за одиннадцать лет в плане работы в разных жанрах воплощен в постановке «Глазами Клоуна» по роману Генриха Белля (2012 г.). Здесь включена работа с текстом, интерактив, пантомима, клоунада и вокал.

Спектакль «Гамлет» был задуман еще в 2010 году – премьера «вызревала» три года. Театр представил публике эскиз знаменитой шекспировской трагедии в 2013 году. Современная динамика восприятия информации, ироническое отношение к материалу молодых актеров – все это определило форму спектакля: монтажную, подвижную, живую. Трагедия и комедия здесь существуют гармонично, оттеняя друг друга и усиливая эффект «на контрасте».

В спектаклях Лешуковой поиск новых смыслов и выразительных средств, происходит в режиме нон-стоп. Материал переосмысливается, меняется, дополняется прямо в процессе показов. Собственно, на основе этой игры и сформировался самобытный яркий театр – предельно живой, постоянно меняющийся, как будто перетекающий из одного состояния в другое. Об ее театре до сих пор говорят «молодежный», подразумевая готовность к синтезу и эксперименту.

Любовь Юрьевна принимала активное участие в работе жюри на различных конкурсах любителей театрального искусства. Проводила мастер-классы и творческие лаборатории по режиссуре и режиссуре пластического театра, преподавала на курсах повышения профессионального мастерства работников культуры. В своей работе она активно использовала разнообразные педагогические технологии, авторские тренинги.

Свыше 10 ее учеников стали Лауреатами Всероссийских и Международных фестивалей, имеют высокие награды. На данный момент многие из ее выпускников работают в профессиональных театрах города и области.

С заботой и любовью она относилась ко всем своим ученикам и ко всем актерам и режиссерам, с которыми работала. И в этой не просто профессиональной, а именно человеческой позиции по отношению к людям была ее уникальность. Она ушла, оставив после себя мечту, к которой продолжит идти ее театр.

Светлая память...

Театр «Мимикрия»
mim.JPG

«Не жаловалась, не канючила, горела в работе…»

Шакурская_.jpg

Юлия Шакурская, председатель комитета по культуре Тюменской области:

- Конечно, это невосполнимая утрата для тюменской культуры. Такие люди, как Любовь Лешукова редко встречались в моей судьбе. Искренний, заинтересованный человек, горела в работе. Умела преодолевать препятствия. Не жаловалась, не канючила, всегда сама находила решения своих проблем. Пример тому – её экспериментальная театральная труппа. Они с нуля сделали себе имя, создали узнаваемый бренд. Сформировали своего, адресного зрителя, который искренне восхищается их творчеством и ждёт их новых постановок…

Не могу не обратиться к вам, мои друзья!

Марина Жабровец.jpg

(Из социальной сети Фейсбук)

Любочка ушла...

Мы её проводили.

Достойно.

Но я прислушиваюсь к себе и понимаю, что помимо боли и скорби есть во мне ещё и другие чувства: тревога и какое-то ощущение незавершенности. Я все думаю, а что ещё могу сделать?
Напишу обращение на сайт городской и областной администраций с призывом воплотить Любину мечту и построить театр для "Мимикрии". Заслужили! Это будет театр имени Любы. Надеюсь, поддержите его своими подписями. Если потребуется, можно проводить акции по сбору средств, субботники и тому подобное.
Я обращусь с предложением поставить Любе памятник (или хотя бы мемориальную доску). И не на кладбище, а в самом городе. Чтобы все его могли видеть. В нашем городе ставят памятники нефтяникам, тем, благодаря кому живёт этот город, область, страна - и я считаю это правильным! - так почему бы не создать в Тюмени аллею наших, тюменских звезд? Так мы смогли бы отметить, увековечить память - ещё при жизни, возможно! - знаменитых тюменских художников, артистов, музыкантов, режиссеров, хореографов, которые сделали наш город и область духовней, чище, краше, ярче. Ну не хлебом же и нефтью единым...?!

А для молодого поколения как бы это было важно! Там можно было бы проводить какие-то фестивали, праздники, акции. Такой вот своеобразный тюменский Арбат. В общем, я такое письмо- обращение напишу и попрошу вашей поддержки.

И самое главное. Не оставляет чувство вины перед Любой и другими своими студентами. Я всё время с упорством и дурацкой гордостью повторяла Любиному курсу слова, «завещанные» в свое время нашими педагогами: "От репетиции может освободить только смерть!". Ужасно. Какие жестокие слова. Нет ничего важнее жизни и здоровья! Любочка, прости меня, я не сумела научить тебя этому…

Марина Жабровец

 

От редакции: Марина Жабровец – профессор, кандидат педагогических наук, Заслуженный работник культуры РФ, преподаватель кафедры режиссуры института музыки, театра и хореографии Тюменской государственной академии культуры искусств
и социальных технологий.

Прощай, Люба!

Беда не приходит одна. Ещё не остыла боль от недавней потери супруги, как опять неожиданный, оглушительный удар - новая смерть…

…С Любой Лешуковой я познакомился у Антона Черноскулова, на сцене ночного клуба в новогоднюю ночь. Мы играли с ней Деда Мороза со Снегурочкой. Я – корреспондент службы информации радиостанции «Европа плюс Гермес», она – студентка института культуры. Какой же это был год? Боже, дай памяти…

Весёлые конкурсы с публикой, хороводы, песни и пляски.

Люба была неудержима! С меня уже пот градом, а она снова: «Давай ещё один конкурс - публика требует».

Публика требует, публика ждёт, публика жаждет зрелищ.

Вот так и жила она, человек-праздник, нуждами скучающей публики, придумывая всякий раз для неё очередной перформанс. С маниакальным блеском в глазах она рассказывала мне о временах, когда у неё будет свой театр...

Времена настали. Театр есть, а Любы - нет…

На пешеходном переходе, в квартале от кукольного театра, куда иду прощаться с Любой, вижу двух девушек в ожидании разрешающего сигнала светофора. Их лица печальны. Они одеты в траурные платья. В руках у них по четыре белые розы.

- Простите, вы на прощание? – обращаюсь к ним.

- Да, - тихо отвечает одна из них.

Мы знакомимся. Татьяна Калабина – Любина ученица.

- Четыре года она преподавала у нас пластику, - говорит Татьяна. - Мы её очень любили, много работали. У нас с ней были не только педагогические отношения, но и человеческие, дружеские. Мы очень сильно любили, любим и будем любить Любовь Юрьевну.

В зрительном зале многолюдно. Свет притушен. Гроб с телом Любы установлен на сцене – там родственники и близкие друзья. Двое священников проводят заупокойную службу.

В скверике, на улице, перед входом в театр тоже люди.

На лавочке плачет Наринэ Манвелян, Любина подруга, художник Тюменского театра драмы.

- Мы с Любой давно, лет десять, были знакомы. Жили вместе, отдыхать ездили вместе. Не могу в себя прийти до сих пор, не верится… Огонь - она была. Всех кружила вокруг себя, заставляла двигаться, стимулировала к тому, чтобы люди что-то делали, творили, не пребывали в унынии…

На крыльце появилась чета Шереговых – Сергей Александрович и Вера Алексеевна.

- Как же так, Сергей Александрович? – спрашиваю понурого президента Благотворительного фонда «Признание».

- Инсульт.

Подробности Любиного ухода, полные драматизма, потрясают. Люба была на 7 месяце беременности…

Ребёнка удалось спасти.

Сына назвали Павлом.

Сергей Суразаков

Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение