От Пасхи к Пасхе

Идут две линии по карте Тихого океана - зеленая и красная - это два плота международной экспедиции Кон-Тики II, идут сложно и прерывисто, рисуя бесконечные петли вместо ожидаемой прямой линии – значит, идёт экспедиция

От Пасхи к Пасхе

Идут тексты и фотографии – значит, продолжается работа, идут научные изыскания, общение, рыбалка для пропитания, исследования - кипит жизнь! И мы существуем. Мы есть в реальности людей, которые сидят в теплых домах и болеют, переживают и молятся за нас. Мы есть в новостях и передачах. 
Человек в современном мире, если не знает о чем-то происходящем, он откажется верить в это, хотя оно может происходить параллельно его жизни. Все эти дни, я пытался держать вас, друзья, в курсе событий, написав почти 100 постов. Но в свете последней информации, о некоторых проблемах экспедиции, я получил за последние 3 дня больше слов поддержки и беспокойств, чем за весь период. Не скрою, это и меня волнует, и, конечно, я благодарен за все ваши переживания - они однозначно добавляют сил. Хотя и расстройству тоже место есть - только представьте, романтизм путешествия на плоту через Тихий океан, вдохновение от Тура Хейердала, волшебство закатов и таинство рассветов и многое другое, что нас связывало с вами, оказались менее интересными, чем одно сообщение о терпящей бедствие экспедиции. Видимо, это принцип нашего времени, чтобы появиться в тренде новостей, тебе как минимум нужно оказаться на плоту, порванном в клочья океаном. J
Однако вкратце опишу произошедшее, да и побрюзжу немного, имею право.
9 марта было полное лунное затмение, которое можно было увидеть, только в Тихом океане. Но какой там, друзья! Не до Луны нам было. Ещё один такой затяжной, в несколько дней и бессонных ночей, гейл, с ветром более 40 узлов и 10 метровыми волнами и наш плот даже музеи не возьмут в качестве экспоната. Разве, что на сувениры придется разобрать его остатки. 

Реально, у «Раити Тан» наполовину разрушена палуба из бамбукового настила, а в районе кормы - полностью. Но это поправимо, из оставшихся бамбучин мы связываем веревкой новые настилы и укладываем вновь, правда, до следующего гейла. За полдня нам удалось восстановить четверть повреждений. Однако, от воды и ударов волн, сами бамбучины трескаются и становятся непригодными к использованию, их только - за борт. Таким образом, от первоначальной палубы, у нас осталась только её половина. Все ремонтные работы возможны либо в штиль, либо в слабое волнение. Мы уже как 2 дня спустили парус, но ремонтироваться начали только сегодня, так как вчерашние 4-5 метровые волны не позволили этого сделать. Сегодня потише.
Бальсовые бревна, канаты, скрепляющие их, и мачта с парусом - без проблем. Целостность плота сохранена, основная конструкция не пострадала и волнений не вызывает. Умели инки строить, ничего не скажешь. Веревки, удерживающие такелаж, во многих местах перетёрты, но стараемся их менять, хотя это очень опасные действия при постоянном ветре.
Хижина наша держится, немного повело стены, но стоит крепко. Некоторые ящики сломаны, все вещи вкривь и вкось - полный бардак. Это уж как есть, но и не очень-то волнует. 

На втором плоту «Тупак Юпанки» полностью разрушена бамбуковая палуба и частично даже корма, она постоянно под водой теперь. Порвало резиновую лодку «тузик», она не пригодна к использованию, унесло за борт ящик со столовыми приборами. Остальное - как и у нас. Держатся на высоте, ловят гигантских тунцов по 10-15 кг, также как и мы, застряв в 41 градусе южной широты и 96 градусе западной долготы, без перспектив изменения ветра в нужном направлении.
Вот, друзья, таким образом, мы пытаемся повторить путь древних инков, у которых не то, что Интернета, у них даже железа не было. А что было реальным для древнего инка? Может вера? Не имея спутниковых телефонов, карт слежений в режиме реального времени, не имея раций и надувной лодки «тузика» они, по версии легендарного Тура Хейердала и теперь уже и Торгейра Хиграффа, пересекали Тихий океан флотилиями бальсовых плотов в западном и восточном направлениях.
Но как они общались в таких путешествиях? Были ли у них такие же режимы тишины, как и между плотами «Раити Тан» и «Тупак Юпанки», когда бывало проходит неделя, а мы и не знаем, как там на «Тупаке» дела. Отдаляемся более чем на 20 миль - это для меня, доктора экспедиции, очень напряжно. Равно как и незнание, как дела у нашего дорогого ученого Педро де ла Торре, который уже скоро месяц как отлучен от своей команды и, самое главное, от своей науки? Глазастый его робот давно спит. Аппаратура уныло висит под плотом, обрастая водорослями... Считает ли он упущенное время? Знает ли, что у нас на «Раити» залило многие электроприборы, включая его холодильник с научными образцами? Это ужасно, посерьёзней самого гейла будет ему эта новость... Мы уж пережили её, залив...  крепким чаем.
Эрланд, видеоператор с «Тупака», который достался нам на замену Педро, он уже грустно разводит руками - карты памяти заполнены видеоматериалом под завязку, на такой долгий период времени нахождения на чужой территории он, настоящий профессионал, вряд ли рассчитывал. Думаю, вряд ли древние инки так легко менялись людьми во время опасных переходов через океан. Строгая система родовых отношений, подчинения, в конце концов, один язык и одна вера в одних тех же богов, да и фильмы по себя они не снимали. Писали что-то на дощечках, а что - утеряно навеки. Как, например, секрет разведения огня на деревянном плоту - ох, как бы сейчас он нам пригодился, ведь газовый баллон, на котором мы готовим пищу, не бесконечен. Да, друзья, страшно представить, но подходит к концу 10 неделя нашего пребывания в океане, а ведь, помните, я писал, именно на 10 недель был рассчитан наш провиант, газ для приготовления пищи и, самое главное, пресная вода. И хотя мы находимся посреди самого огромного источника воды на планете Земля - ею не напьешься.
Так, объективно, с учетом нового режима экономии, 1 литр на человека в день и 2-х разовое питание, на «Раити Тан» запас воды на 40 дней, еды на 30, а на «Тупак Юпанки» воды на 30 дней, еды на 20. До берега Чили идти не менее месяца, делайте выводы.
Частенько, в постах, я вспоминаю книгу Тура Хейердала, где он описывает рыбное великолепие, окружавшее плот Кон-Тики с первых часов отплытия в путешествие. А у нас?! Отправляясь помогать океану (спасать его от пластика, спасать его экологию), Кон-Тики II подошло с самым потребительским отношением к последнему: а ну-ка прокорми нас! И вот вам ответ - первая экспедиция Кон-Тики IIсовершенно не была избалована рыбным уловом, а у нас вообще первый рыбный улов состоялся лишь через месяц, да и то, рыба попалась со второй попытки.
И все же дорада и даже последующие уловы бонит (а ловим рыбу мы здесь лишь вдвоем, я и Евгений Штиль, как два главных мясоеда) не могут дать нам всех питательных веществ в полном объеме, хоть и поймал я сегодня аж 5 бонит! Как врач могу сказать: вегетарианство в таких экстремальных условиях - это тяжелое испытание для любого организма, даже для заядлого «вегана». Одно дело, если ты древний инк, выросший в жарких климатических условиях. Но мы-то в экспедиции Кон-Тики II все, как на подбор, северные люди - норвежцы, шведы, русские. Мясное меню - не прихоть или пищевая привычка, это стандартный калорийный рацион необходимый в холодном климате для выживания.

Сейчас погода «за бортом» +15 С, с учетом ветра и холодной воды, которой нас окатывает с завидным постоянством, погода ощущается как нулевая. Насытиться и обогреть свой организм с помощью чашки риса, даже очень вкусно приготовленного, - это нереально. Сюда же надо добавить совершенно изматывающий режим вахт, каждые 4 часа, который при нашем супертихоходном судне ощущается, как ежечасное пробуждение-засыпание, пробуждение-засыпание - иммунитет участников измотан до предела. И это уже понятно не только мне - судовому врачу.
Начали обостряться хронические и скрытые заболевания всех участников экспедиции. У некоторых начали болеть суставы из-за высокой солёности употребляемой воды (ради экономии разбавляем пресную на 1/4 часть). Появились признаки иммунодефицитных состояний: герпес, заеды, гнойничковые высыпания, панариции.
Явно больных и травмированных нет. Но, холод, ветер, хроническая усталость, недосып, постоянно мокрая одежда и спальники однозначно делают своё дело. Уже слышны чихания, кашель, в том числе ночной, возрастает опасность травматизма. Множество ссадин, царапин, влажных мозолей - все это заживает медленно и, как правило, грубым рубцом. Цельгель, ещё в первую неделю закончился, а ведь работал эффективно и довольно любопытно: покрывая тонкой плёночкой солёную мокрую рану и окружающую кожу, создавая все условия к заживлению. Эх, мало взял...
А что движило инками во время их переходов? Может не только вера, но и такое же любопытство. Где-то там есть земля, и они шли к ней на примитивном (как нами считается) плоту, стараясь не успеть к дате, а узнать, расширить свои границы. Мы же рассчитываем точную дату прибытия и никак не можем рассчитать. Мы спешим всё время - за 10 недель достигнуть Южной Америки, словно доказываем не саму возможность перехода океана в восточном направлении, а меряемся скоростью с древними инками. У нас и мачта выше, и парус больше, и плот напичкан оборудованием, так что не только «дикарь» позавидует, но, я уверен, и Тур Хейердал бы удивился. У нас есть карта погоды, карта течений, размер волн и температура воды. У нас есть «глаза», «уши» на борту, лучшие удочки, крючки и наживки. И... в этой гонке вооружений мы все равно проигрываем им по всем статьям! Океан, словно видя в нас новомодных нуворишей, неофитов от плавания, как назло меняет ветер, устраивает нам гейл за гейлом, крошит плот как печенье, словно говоря нам: «Кто вы такие со своими технологиями? Куда вы спешите? Ага, решили обойти остров Пасхи, не ждать ветра, посидеть немного в дрейфе, нет же, решили показать какие вы быстрые, а вот получите-распишиетсь. Вот вам 1500 миль, 8 недель до ревущих сороковых. А там - вот вам тихоокеанская осень, ветер с Арктики и скудный улов. Кто вы такие, современные дети, со своими технологическими игрушками?».
И, кажется, что действительно благодарнее относились к Океану и Тур Хейердал со своей командой, и уж точно древние инки. Как же справлялись они в таких переходах? Остается догадываться. Думаю, они не ставили рекордов, не мерялись с древним океаном скоростью. Отправляясь в путь, который они не видели на онлайн карте, не ставили перед собою цели быть быстрее кого бы то ни было, сделать больше фото или замеров воды, спасти океан, или поймать больше рыбы, испытать на прочность плоты или людей, поэкспериментировать с вегетарианской едой... Древние инки шли в океан с верой, что он приведет их к новым берегам, а потом вернёт целыми и невредимыми домой.
Они с уважением относились к своему питанию и организму в целом (никаких экспериментов и резкой смены пищевых привычек, рацион точно такой же как и при обычной жизни на суше), уважали сон, отдых и работу. Это вообще был их принцип жизни. К каждому ресурсу, который они отдавали на время путешествия, они подходили разумно, пользуясь коллективным разумом. Ведь не случайно это была великая на разные открытия цивилизация.

И в благодарность за свою смелость, отвагу, веру и главное - трепетное почтительное любопытство, они получали абсолютное расположение к себе и Океана, и ветра, и течений...
А во что верим мы?

12.03.2016, Тихий океан, плот Rahiti Tane, Kon-Tiki 2

Сергей Гольцов, goltsovs.ru

Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение