Каждому герою - свой доктор Ватсон

Подозреваю, что многие, кто следил за развитием событий, уже знают, что «убийца в этом фильме - шофёр», и экспедиция завершилась. Однако, лучший рассказчик и биограф – это, несомненно, врач

Каждому герою - свой доктор Ватсон

Ведь врачи по своему профессиональному признанию и так ведут биографии своих пациентов. Тщательно и скрупулёзно собирая анамнез, они пишут биографии сердцу и почкам, печени и легким, мозгу и мышцам - в скором времени, это входит в их привычку - так жить. Я - не исключение.

Известный писатель Артур Конан Дойл не зря подарил своему любимому персонажу Шерлоку Холмсу напарника и друга – доктора по профессии. Не столько для помощи и лечения, сколько для того, чтобы именно доктор Джон Ватсон добросовестно описывал приключения знаменитого сыщика.

Перебирая в руках все свои записи и дневники, заметки на полях, фотографии, кусочки волнительных видео, проговоренные фразы на диктофоне, я понял, что все эти 74 дня в Океане, кроме медицинской и научной работы, я писал биографии всего Кон-Тики. И сейчас, подбираясь к последним, заключительным постам, это стихийное бедствие в которое мы все ввязались по собственной воле, заставляет меня, как доктора, описать всю невероятность, неповторимость, непревзойденность и захватывающее окончание этого путешествия под названием Kon-Tiki II.

Говорят, молчание – золото. Но, не тогда, когда столько людей ждут от тебя весточки, а события закручиваются с невероятной скоростью. Последняя неделя, друзья, обязательно станет когда-нибудь главой приключенческого романа или кульминационной сценой в игровом кино.

Аль Капоне говорил: «Хочешь узнать, кто победил в драке, обязательно досмотри драку до конца - кто на ногах, тот и победил». Какое бы хорошее дело мы не начинали, всегда кто-нибудь будет недоволен. Эта неизбежность явилась нам в лице самого Океана. Огромный, стометровый парус с именем Тура Хейердала пал на бальсовом плоту Тупак Юпанки 16 марта. Не выдержал проверки океаном канат удерживающий парус, проходящий через вершину мачты и закрепленный на корме. Не выдержали рукотворные узлы ударов 10-метровых волн и постоянно непрекращающихся гейлов. Люди выдержали, а вот веревки нет! И мачта, и парус с нашим символом и путеводной звездой – именем Тура Хейрдала – склонили свою голову перед стихией, как бы говоря всем нам: «С природой не шутят». В этот самый момент лидер экспедиции Торгейр Хиграфф принял решение остановить экспедицию. Что творилось у него в душе 16 марта – не знает никто. Возможно, он поделится ещё этими мыслями и ощущениями. Ведь даже официальный пресс-релиз, выпущенный несколько часов спустя, не передаст того, что творилось в душе этого викинга. Склониться перед силой стихии и признать её величие – вот где нужна огромная сила духа и характера. Он сделал это!

Он герой, который во время битвы умеет вовремя остановиться, и остановить своих единомышленников, испытывая благодарность за опыт: проиграть, не сожалея об этом, а извлекая уроки. 

Спустя несколько часов уже над Тихим океаном летел сигнал радиопередатчика, какое-то тонкое «пиу-пиу-пиу» в бездне. За этими звуками – жизни и надежды 14 человек из разных уголков Земли на потрепанных океаном бальсовых бревнах.

В тишине за долгие-долгие недели, вскоре, мы были оглушены звуком самолета чилийских ВВС – небо, которое только радовало нас редким полетом альбатросов, рассветами и закатами необычайно красоты вдруг разрезал звук металлической птицы с двигателем вместо сердца. 

А чуть позже, примерно через 20 часов, меньше чем за сутки, 17 марта, появился он! - огромное грузовое судно «Хокуетсу Ушака», следующее курсом из Японии в чилийский порт Кальбуко. Какими же мы щепками казались людям на его борту. Высотою с небоскреб, водоизмещением в 49 тысяч тонн и длиной в 210 метров – он напоминал плавучий город. Проплывая в нескольких десятках милей, он услышал сигнал бедствия и решительно направился к нам на помощь. Вот уж где судьба улыбается – капитан судна 64-летний кореец Сун Гуг Юн в начале своей карьеры сам терпел бедствие, правда, в Индийском океане, когда его судно потерпело крушение.  Может быть, поэтому он не смог пройти мимо терпящих бедствие людей?

И вот уже на плоту «Раити Тан», оказавшемся ближе к кораблю, закипела непривычная до сих пор работа – сбор вещей. Слышны глухие удары топора по канатам, удерживающим мачту. Она, не теряя гордости за выполненную работу, заваливается и с шумом и всплеском падает на бок. Что это блеснуло? Монетка, испанский песо, который по древним обычаям инков положили под мачту строители плотов в октябре 2015 года. Да! Теперь она в моих руках, как некий древний тотем, что сохранил нам жизни, рассчитавшись с океаном временем, силами, оборудованием и нашим признанием его непреодолимой мощи.

Но противостояние стихии продолжается, и мы поднимаемся на борт по веревочной лестнице на высоту в 16 метров. И все бы ничего, но Лиса, та Лиса, что все эти 11 недель кормила нас, экономно подсчитывая запасы воды и провианта, задержалась при подъеме и повредила ногу, застрявшую между гигантским кораблем и плотом. Пробыв на плоту в жесточайших условиях, Лиса, пройдя тысячи миль, за каких-то несколько минут спасения получает тяжелую травму и... она уже не ногах, а сидя в кресле. Привет от Аль Капоне...

2016 год – оказался не только годом Kon-Tiki II, но и годом Эль-Ниньо, «подарившим» нам атипичные ветра, непрекращающиеся гейлы и дожди. Да, обратный путь под парусами на бальсовом плоту до Южной Америки возможен и мы доказали это. Также и доказали то, что бальсовый плот, построенный по чертежам древних инков, это надежный транспорт  в любых погодных условиях. Но последняя точка в этом диалоге с океаном всё же осталась за ним.

Мы - на борту современного судна, где непривычно просторно и много незнакомых людей. 74 дня в океане сделали нас не просто командой, а единым организмом, тонко чувствующим каждую свою клеточку. Даже в кают-компании мы сидим близко-близко друг к другу, но не столь для совместного фото (чтобы родные, находящиеся за тысячи километров, убедились, что с нами всё в порядке), сколь как единое целое - команда «Раити Тан». 

Мы в 40 градусе и 66 минутах южной широты и 97 градусе и 83 минуте западной долготы. При волнах в 2 балла, забрав парус, бортовой журнал и гревшие сердца вещи, молча перерубив топором оставшиеся веревки, связывающие бальсовые бревна (никогда не забуду этот звук глухих ударов), провожаем взглядом наш дом и оплот наших надежд. Ветра в 7-8 узлов оказалось достаточным, друзья, для того, чтобы даже на обросших бородой лицах, не было видно слёз...

Каюта. Щелчки корабельных часов. Звуки варящегося в машине кофе. О многом говорящее молчание. Непоказушная усталость. Короткие кивки друг другу, с пониманием всей боли утраты нашего дома, но с тонким блеском глаз от счастья за спасенные жизни товарищей... Лиса вяжет, нога в гипсе - ей нужен полный покой. Лив, задумчиво, сидит рядом. Евгений выключил камеру и понуро сидит, обняв плечи Педро, который с грустью смотрит в океан и думает о пропавшем в суете эвакуации кейсе с научными образцами и материалами. Ведь он, столь трепетно и заботливо относящийся к Океану и окружающей среде, оставил там самое ценное – свою научную работу. Каждый чем-то поплатился...

Ещё немного качает на ногах, но пол уже устойчив. Плотный ужин, мягкая постель - с непривычки уж очень сухая. Сон прерывист, часто с кошмарами и постоянным ожиданием, когда же в тебя ударит холодная соленая волна. Дважды за ночь я вставал, одевался и... выходил на вахту! Встретив таких же "лунатиков", понимал, что уже не на плоту, подолгу стоял на ветру у борта огромного корабля, слушая его тяжелое дыхание в борьбе за каждую милю к земле...

Через два дня, 19 марта, с гостеприимного «Хокуетсу Ушака» нас забирает чилийский корабль береговой охраны «Пилот Пардо». Так мы, команда Kon-Tiki II, подарили обычному рейсу сухогруза небольшое приключение – будет что морякам рассказать своим семьям при возвращении домой.

«Земля!» - очень хотелось заорать во всю глотку каждому «контиковцу», стоя на палубе бальсового плота. Но: «Земля», - тихо сказали мы, увидев ранним утром 21 марта с палубы чилийского корабля долгожданный берег Южной Америки.

22.03.2016, Сантьяго, Чили

Сергей Гольцов, goltsovs.ru


Члены тихоокеанской экспедиции Kon-Tiki II подали сигнал SOS

На плоту "Тупак Юпанки" произошел обрыв одной из основных веревок

МОСКВА, 17 марта. /ТАСС/. Капитан плота "Тупак Юпанки", входящего в состав международной экспедиции Kon-Tiki II, подал сигнал бедствия из-за аварии, сообщил один из участников экспедиции в социальной сети Facebook.

Утром 16 марта на плоту "Тупак Юпанки" произошел обрыв одной из основных веревок. "Реи с парусом упали на палубу, хорошо, что был попутный ветер и резкого падения не произошло, - сказал в своем аудиосообщении член экипажа одного из плотов, фотограф Евгений Орлов. - Но эта серьезная поломка решила всё в один миг".

Как ожидается, на выручку экспедиции придут чилийские спасатели, сами участники экспедиции ожидают помощи в течении трёх суток.

Kon-Tiki II - международная экспедиция на двух плотах "Рахити Тане" и "Тупак Юпанки", построенных из бальсовых бревен по старинным технологиям индейцев. Ее участники планировали пройти не только по пути Тура Хейердала - от Южной Америки до острова Пасхи - но и вернуться обратно, занимаясь по пути научными исследованиями. К середине декабря 2015 г. плоты достигли острова Пасхи и 6 января 2016 г. отправились в обратный путь. Ранее никто не совершал путешествий по Тихому океану в восточном направлении на бальсовых плотах.

В составе экипажей двух плотов - 14 человек, в том числе трое россиян.

К 16 марта экспедиция достигла 40 градусов южной широты и 95 градусов западной долготы и находилась примерно в 2300 км к западу от побережья Чили. Однако к этому моменту подошли к концу запасы продуктов, пресной воды и газа. Продвижение на восток было крайне медленным. Несколько дней назад члены экспедиции констатировали, что "после 120 суток пребывания в морской воде началось заметное разрушение главных веревок, скрепляющих основные бревна друг с другом", - сообщил Орлов. По его словам, "с большим сожалением было признано, что далее продолжать плавание невозможно" и "дальнейшее продвижение в ревущих сороковых широтах становится небезопасным".

tass.ru

 

Экспедиция Кон-Тики II завершается

17. 03.2016. Экспедиция Кон-Тики II завершается: ее участники провели 114 дней в юго-восточной части Тихого океана и прошли 4500 морских миль. Экспедиция была призвана доказать, что можно пройти на бальсовых плотах от Южной Америки до острова Пасхи и обратно. Экспедиция достигла острова Пасхи за 43 дня, но обратный путь оказался гораздо более сложным из-за атипичных ветров.

"Мы доказали, что на бальсовом плоту можно добраться до острова Пасхи. В современную эпоху это было осуществлено впервые. Мы также неплохо продвинулись в ходе обратного путешествия, но это год эффекта Эль-Ниньо, и мы столкнулись с атипичными погодными условиями. Мы осознали, что путь до Южной Америки будет слишком долгим, и приняли решение эвакуировать участников из соображений безопасности", — заявил лидер экспедиции Торгейр Хиграфф.

В экспедиции участвовали два плота, которые вышли из Лимы (Перу) 7-го ноября 2015 года и прибыли на остров Пасхи прямо накануне Рождества. 6-го января 2016 года плоты пустились в непростой обратный путь.

"В обычный год мы бы уже добрались до Южной Америки. Но сегодня мы до сих пор в 900 морских милях от берега, и прогноз погоды неутешителен. Члены экипажа здоровы и находятся в хорошем расположении духа, ситуация далека от чрезвычайной. Наши плоты показали себя отлично. Они поразили нас своей надежностью в любых погодных условиях, справившись с длительным путешествием в открытом океане. И нам, конечно, очень грустно заканчивать экспедицию, не добравшись до Южной Америки", — говорит Хиграфф.

Экспедиция Кон-Тики II провела целый ряд важных научных исследований в области климатических изменений, морской флоры и фауны, наличия пластика и других загрязнений в Тихом океане.

"Плоты были оснащены, как настоящие плавучие лаборатории, благодаря сотрудничеству между компаниями NIVA, NTNU, Kongsberg Maritime, Норвежским метеорологическим институтом, Nortek, Sperre, Opera и американскими исследовательскими организациями NASA и NOAA, — утверждает Сесиль Мауритцен, научный руководитель экспедиции. - Мы собрали огромный массив данных о климатических изменениях и загрязнении окружающей среды. С научной точки зрения особенно интересен тот факт, что экспедиция проводилась в год беспрецедентно сильного влияния Эль-Ниньо, или эффекта Южной осцилляции. Именно Эль-Ниньо и стал виновником завершения проекта. Мы как исследователи с нетерпением ждём возможности проанализировать собранные данные".

Экспедиция проходила при поддержке Института Тура Хейердала и Министерства иностранных дел Норвегии. "Экспедиция завершается в тесном сотрудничестве с Чилийским военно-морским флотом. Они нам очень профессионально помогают. Посольство Норвегии также взаимодействует с экспедицией", — заявил посол Норвегии в Чили Хеге Аралдсен.

Спасибо, Hokuetsu Ushaka!

19. 03.2016. Когда мы подали сигнал бедствия, Координационный центр морской спасательной службы вышел на связь с ближайшим судном, которое могло бы оказать нам помощь. Так как мы были в стороне от стандартных маршрутов, мы были морально готовы к тому, чтобы ждать помощи несколько дней. Но нам повезло: всего в двадцати часах ходу от «Раити Тане» оказалось грузовое судно Hokuetsu Ushaka, перевозящее древесные материалы, под командованием Сун Гуг Юна. Корабль следовал из Японии в чилийский порт Кальбуко. Успешно эвакуировав экипаж «Раити Тане», судно Hokuetsu Ushaka еще в течение нескольких часов шло на юг, чтобы добраться до плота «Тупак Юпанки».

Капитаны Ола и Сигне, которых, естественно, волновала сложившаяся ситуация, были глубоко поражены тем, как безупречно капитан осуществил маневр на судне водоизмещением в 49 000 тонн и длиной 210 метров: корабль так близко подошел к плоту, что экипаж сумел сбросить туда швартовы. Длина этого судна сравнима с высотой небоскреба, и у него всего один винт — маневрировать на нём не так-то просто. Огромный корпус Hokuetsu Ushaka помог погасить волны при швартовке плота к борту. С борта корабля была спущена веревочная лестница, по которой члены экипажа поднялись на 16-метровую высоту, чтобы попасть на борт. Оборудование было поднято при помощи отдельного троса — им управляла выделенная бригада, которая сделала все, чтобы спасти необходимое оборудование.

Спасательная операция была проведена очень успешно с соблюдением всех мер безопасности! Мы хотели бы поблагодарить капитана и весь экипаж за их профессионализм и за то радушие, с которым нас приняли на борту.

                                                                                                                                         kontiki2.ru

 

Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение