Мы имеем право на честные выборы и обязаны его защищать
3 июня 2016 года
Тюменская областная общественная организация «Гражданский комитет содействия
проведению прозрачных, честных и справедливых выборов» провела круглый стол на тему «О
мерах профилактики фальсификации
результатов выборов в 2016 году»
В работе круглого стола кроме организаторов приняли участие представители региональных отделений политических партий «Либерально-демократическая партия России» и «Партия Великое Отечество», Тюменской региональной общественной организации «Народный контроль», ряд беспартийных граждан города Тюмени.
По замыслу организаторов круглого стола, на подготовительном этапе предстоящих 18 сентября 2016 года выборов в Государственную Думу России и Тюменскую областную Думу важно принять дополнительные профилактические меры, направленные против возможной фальсификации результатов выборов 18 сентября 2016 года. Дело в том, что в общественном мнении широко распространена точка зрения о массовой фальсификации результатов голосования. Сами участники круглого стола приводили ряд примеров на эту тему. При этом подчеркивалось, что никого не должно вводить в заблуждение отсутствие судебного доказательства данных фактов.
Автору настоящих строк приходилось не раз слышать от источников заслуживающих доверия следующую информацию: протоколы итогов голосования нередко переписываются; изготовляются двойные комплекты избирательных бюллетеней; иногда результаты голосования даже не подсчитываются, а протоколы итогов голосования заполняются с учетом заданных сверху цифр. Это преступление.
На мой прямой вопрос о том, почему свидетели данных фактов о них не заявят в прокуратуру, как правило, мне давался примерно такой ответ: «Если я такую информацию направлю в прокуратуру, то с вероятностью 99% существующая система меня сожрет, мне придется оставить работу, а то, возможно, и место проживания. А у мне кредит, необходимо оплачивать, учебу детей, жена больна и есть другие обстоятельства».
С одной стороны, эти ответы свидетельствуют о том, что у нас не все в порядке с качественным составом избирательных комиссий (при этом я не думаю, что все они нарушают закон, фальсифицируют волеизъявление народа, посягают на основы конституционного строя). А с другой стороны, честный гражданин в избирательной комиссии юридически не защищен, поэтому, видя нарушения, он, как правило, предпочитает молчать.
Участники круглого стола были едины в том, что необходимо приступить к формированию общественного движения «За честные выборы в Тюменской области в 2016 году». В этой связи они договорились об объединении усилий по формированию корпуса наблюдателей на всех избирательных участках Тюменской области. Консультации представителей политических партий и общественных организаций по данному вопросу будут продолжены. Кроме того, отмечалась необходимость выдвижения политическими партиями, кандидатами в депутаты в избирательные комиссии честных и авторитетных граждан, поставивших перед собой целью - обеспечение честных подсчетов результатов голосования и способных противостоять фактам их фальсификации.
Участники круглого стола обратились к председателю Центральной избирательной комиссии России Э. Памфиловой с предложением внести дополнение в п.1.3.3 Постановления ЦИК России от 26 сентября 2012 г. N 142/1076-6 «О порядке применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения в помещениях для голосования на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации» о том, что подсчет избирательных бюллетеней, цифры протоколов об итогах голосования должны постоянно находиться в зоне видимости камер видеонаблюдения.
На взгляд участников круглого стола, требуется публичное обращение Президента России В. В. Путин, руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к членам избирательных комиссий обеспечить честность и прозрачность подсчета результатов голосования на выборах 2016 года.
По мнению участников круглого стола, полезную роль в обеспечении честных выборов могли бы сыграть инициативы депутатов Государственной Думы от Тюменской области по принятию поправок в избирательное законодательство. Речь шла о следующих поправках:
1) законодательно закрепить при каком «критическом» уровне нарушений результаты выборов суду следует признать недостоверными (например, при разнице в 1% результатов голосования в протоколах, сданных в территориальную избирательную комиссию и копиях протоколов, выданных участковой комиссией наблюдателям; двух фактов удаления наблюдателей с избирательного участка непосредственно, перед или - в процессе подсчета голосов; невыдача итогового протокола наблюдателям на двух избирательных участках сразу после подсчета голосов, до передачи сведений в вышестоящую комиссию и возбуждение уголовных дел против допустивших эти нарушения членов избирательных комиссий;
2) законодательно закрепить меры защиты председателей и членов избирательных комиссий всех уровней, отказывающихся от выполнения незаконных требований представителей администраций и вышестоящих комиссий или сообщивших о фактах фальсификации результатов голосования;
3) закрепить право наблюдателей осуществлять общественный контроль работы операторов и должностных лиц в системе ГАС «Выборы».
Стремясь внести свой вклад в обеспечение честных выборов, Тюменская областная общественная организация «Гражданский комитет содействия проведению прозрачных, честных и справедливых выборов» на круглом столе объявила о намерении не позднее, чем за две недели до выборов, открыть «горячую линию», на которую граждане могли бы отправлять информацию о фактах фальсификации результатов голосования.
На мой взгляд, проблема профилактики фальсификации результатов голосования на выборах 18 сентября 2016 года должна стать предметом обсуждения в средствах массовой информации и общественных организациях, на конференциях и съездах политических партий.
Да, мы имеем право на честные выборы. Но мы не имеем права, сидя у телевизора или компьютера, лишь возмущаться фактами фальсификации результатов голосования. Мы обязаны действовать, исходя из имеющихся возможностей: принять участие в голосовании, дабы нашим правом не манипулировали; убедить соседей принять участие в голосовании; выступить в роли наблюдателя; одернуть за руку нечестного при подсчете результатов голосования. Мы обязаны проявить себя как ответственные граждане, способные защитить чистоту своего волеизъявления. Результатом голосования должно стать отражение истинной воли избирателей, При этом очевидно, что не следует уповать лишь на Президента России В. В. Путина в защите нашего права на честные выборы. Это право мы должны защищать сами. Сумеем ли мы оказаться на высоте положения, покажет ближайшее будущее.
Владимир Осейчук,
доктор юридических наук, кандидат философских наук,
профессор кафедры государственного и муниципального управления ТюмГУ