Выборы губернатора: теория и практика, настоящее и будущее. Проблема региональной идентичности в Тюменской области

«Тюменская губерния» продолжает знакомить читателей с материаламинаучно-практической конференции, организованной региональным отделением политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ совместно с кафедрой политологии ТГУ

Выборы губернатора: теория и практика, настоящее и будущее. Проблема региональной идентичности в Тюменской области

Сергей Шестаков, доктор политических наук, профессор:

- Добрый день, коллеги. Мне бы хотелось немного в необычном для нашего политического пространства ракурсе рассмотреть проблему. Тот ракурс, который никак в рамках политического пространства не затрагивался, на который, собственно говоря, плюнули, махнули рукой и который очень жестко выстрелил. Речь идёт о ценностном измерителе политики.

Согласно статье 13 Конституции РФ, у нас государственная идеология что? Запрещена, да? И это дало возможность некоторым - да и не «некоторым», а многим, это тренд был в 90-е годы вообще, мощная тенденция - недобросовестным обществоведам говорить, что идеологии нет вообще, что есть абсурд. Ни одно общество не в состоянии существовать вне ценностных параметров.

Что такое идеология? Это, собственно говоря, система ценностей, которая интегрирует общество. Поэтому мир и многообразен. Поэтому у нас почти 200 государств в современном мире. И очевидно, что они существуют, в том числе и потому, что имеют разные системы ценностей, разное представление о смысле жизни, о добре и зле.

Согласно статье 1 Конституции РФ, я цитирую: «РФ есть демократическое федеративное государство». А ещё есть глава 3 Конституции. Она достаточно обширна и по ней, в общем-то, немалые полномочия предоставлены субъектам РФ. Но даже поверхностный анализ всего комплекса проблем и противоречий, связанных с федеративным устройством государства, приводит самого неискушенного наблюдателя к безусловному выводу, что процесс гармонизации или хотя бы нахождение верного баланса в системе федеративных отношений находится только в самом начале пути.

Важным маркером неурегулированности всей системы федеративных отношений является тот факт, что за короткий период со времени принятия Конституции России трижды поменялись правила избрания такой ключевой фигуры в системе государственной власти, как глава региона, его политический лидер. Такая частая смена избирательного законодательства является очевидным дестабилизирующим фактором в структуре всей системы государственного управления.

Вольница 90-х годов и полуанархическое состояние государства - мы прекрасно помним эти времена, когда политическими лидерами в рамках процедуры, демократической, избирательной, я подчеркиваю, становились уголовники. И, на мой взгляд, приход к новой системе фактического назначения глав субъектов, которую можно критиковать, можно не критиковать, был вынужденной мерой, цель которой – стабилизация государства. Это второй этап развития нашего государства.

А третий этап – так называемая «вертикаль власти». Это некий промежуточный вариант настоящего времени, который, в общем-то, ещё подлежит оценке в будущем.

Очевидно, что идёт поиск оптимальной формы реализации такого важнейшего управленческого вопроса, как выборы главы субъекта РФ. Однако проблема нахождения оптимального способа формирования институтов государственной власти в субъекте РФ необходимо рассматривать помимо правового ракурса.

Проблему гармонизации федеративных отношений следует рассматривать широко, системно и ни в коей мере не ограничиваясь только правовым аспектом. И мне бы хотелось заострить внимание на проблеме ценностей, на проблеме идеологии.

Поставленная проблема в контексте теоретического прочтения и практического применения имеет, несомненно, ценностную природу и относится к сфере духовной жизни общества. Аксиологические компоненты самым решающим образом оказывают влияние на политическую конфигурацию в целом и на управленческие аспекты конфигурации. Например, мэтр теории управления Г. Атаманчук в своей работе «Государственное управление» справедливо отмечает, что «вне знания и учета объективного духовного, государственное управление может не отвечать чаяниям людей, отклоняться от их представлении о должном, о правде жизни, не восприниматься и не поддерживаться ими, встречать с их стороны игнорирование, пассивное и активное сопротивление. Нередко подобное ведёт к отрыву и противопоставлению государства и общества».

И, я полагаю, что в целом и в корне неверным является такой посыл, что вот наладим экономику и всё остальное само собой наладится. Это не так. Необходимо наладить духовную жизнь общества, здесь я абсолютно согласен. Это классическая фраза, автором которой является профессор Преображенский из известного произведения. Разруха-то где у нас? В головах разруха. Вот эту разруху в голове и нужно преодолеть в первую очередь.

Ценностная парадигма определяет экономику, экономика определяет ценностную парадигму. И недооценка аксиологической составляющей в сфере политического и государственного управления в условиях современности недопустима.

Последний кричащий пример – это Майдан. Посмотрите, как технологично была работа с населением организована. Но попробуй людей собери на морозе. Кто придёт? Никто не пойдёт мёрзнуть. Поэтому всё это нужно технологически так выстроить, чтобы люди стояли, чтобы люди требовали, оказывали давление на власть. Вот вам, пожалуйста, что такое система ценностей, что такое идеология, о которой говорят, что её нет.

В число феноменов аксиологического свойства входит феномен идентичности. В частности, региональной идентичности. В контексте моего доклада под термином «идентичность» следует понимать совокупность оценок, как индивида, так и социума на основе установления общих ценностей, социально-психологических стереотипов, ощущения эмоциональных переживаний как осознания собственной самости, понимания параметров этой самости. То есть я себя осознаю таким, вот именно таким. Осознание особенности индивидуального и группового «Я». Очень важна здесь оппозиция. Это древнейшая оппозиция: «Вот это моя социальная группа, а вот это - чужая». Она ещё и ограничительную функцию играет. Уже аксиоматично.

Президент РФ В. Путин на Валдайском форуме в сентябре 2013 года говорил об этом. Цитирую: «Для россиян и для России вопросы, кто мы и кем мы хотим быть, звучат в нашем обществе всё громче и громче. Мы ушли от советской идеологии и вернуть её невозможно. Очевидно, что наше движение вперёд невозможно без духовного, культурного, национального самоопределения. Иначе мы не сможем противостоять внешним и внутренним вызовам, не сможем добиться успеха в условиях глобальной конкуренции». То есть Президент фактически ставит задачу формирования новых ценностных параметров для нашего общества, говоря напрямую – «формирование новой идеологии».

У меня тут целый ряд цитат западных исследователей, которые говорят о том, что, собственно говоря, выбор идентичности будет определять будущее России. Да, хотя и не в таких острых, как на федеральном уровне, формах. Меня, может быть, кто-то обвинит в коммунистическом языке, так сказать, в стереотипах. Но один из таких вот лексических стереотипов – это идеологическая борьба. Никто её не отменял, понимаете. Откройте интернет, откройте телеканал «Свобода» или «Дождь». Если уж говорить напрямую, то идёт прямая подрывная работа против российской государственности, и «пятая колонна», о которой говорил тот же Путин, – это не пустой звук.

Хотя не в таких острых, как на федеральном уровне, формах, но в не менее значимом качестве проявляются проблемы идентичности российских регионов. Тема идентичности так или иначе присутствует во многих исследованиях, посвящённых социологическому анализу Тюменской области. Так, Геннадий Корепанов предлагает определение: «Региональная идентичность – это переживаемые и осознанные смыслы и ценности той или иной системы локальной общности, формирующие практическое чувство самосознания территориальной принадлежности индивида и группы». Иначе говоря, кто мы, жители земли тюменской? Тюменской области в контексте идентичности Корепанов даёт характеристику как «региону со сложившимся социально-экономическим генотипом, основой которого выступает определенный тип устойчивой региональной идентичности».

Каковы социокультурные параметры региональной идентичности, каковы её границы?

Владимир Богомяков в своей работе пишет без обиняков: «Земля Тюменская всегда считалась Сибирью». И, обосновывая, этот тезис, пишет дальше: «Одна из бед, существовавшая в нашей общественной жизни, в частности в культурной политике, – это принудительное зачисление людей в разные идентификационные классы. Жизнь регионов демонстрирует богатство пространственной, социально-темпаральной и социокультурной специфики». «Неунифицированное цветущее многообразие. Очень часто взгляд из Москвы не может достаточно глубоко проникнуть в суть этого «цветущего многообразия» – пишет он.

И в контексте проблемы идентичности Тюменского региона особый интерес представляет суждение относительно проблем российского федерализма, высказанных Путиным в одной из его предвыборных статей. Путин пишет: «Потенциал укрупнения субъектов Федерации глубоко не исчерпан». Будем надеяться, что этот процесс может затронуть и Тюменскую область. Другой вопрос, где нас локализуют в рамках административных границ? В Сибири или где-нибудь ещё?

И здесь следует обратить особое внимание на следующую его фразу: «Действовать в этой сфере нужно разумно и взвешенно, опираясь на мнение граждан», – говорит Путин.

Я хочу сказать, что Сибирь и так уже административно, как шагреневая кожа, сокращается. Это недопустимая вещь. Эти смыслы, которые из ценностной сферы, из сферы идеальной, они уже потом в материальную сферу переходят. Они становятся той материальной силой, которая в том числе влияет и на нашу жизнь. На жизнь не только нашей страны. И проблему региональной идентичности надо решать.

Спасибо за внимание.

Георгий Эргемлидзе, ведущий: Вопросы к докладчику.

Владислав Карелин, юрист, партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ: На прошлом круглом столе я вашему коллеге задавал вопрос, но ответ получил поверхностный. Когда была предвыборная кампания избранного губернатора, мы могли слышать в предвыборной программе об очень многом, но практически не слышали об идеологии, которую он, так сказать, исповедует и которой придерживается. На мой взгляд, наш губернатор в чистом виде либерал. Как, на ваш взгляд, так это или не так?

Сергей Шестаков: Я думаю, это не так. Губернатор Тюменской области, очевидно, человек добросовестный, на своем месте. Но по-своему. Это, конечно, требует изучения, чтобы не выглядело так, что я так просто такие выводы делаю. Но при поверхностном наблюдении можно сделать вывод, что губернатор Якушев - стандартный политический функционер. В нейтральном смысле этого слова.

То есть он всё делает правильно, человек на своем месте. Будет такая федеральная власть – он будет реализовывать этот алгоритм действий, будет другая федеральная власть – он будет другой алгоритм действий выполнять. Он согласует свой алгоритм действий с теми трендами, которые нам показывает федеральная власть. Я бы так сказал.

Георгий Эргемлидзе: Скажите, как вы считаете, региональная идентичность – это штука подвижная? Или точно определённая? И от чего зависит?

Сергей Шестаков: Региональная идентичность зависит от многих факторов, точно так же, как этническая идентичность. Она зависит от этнического состава населения, от плотности населения, она зависит от ландшафта, от того, каков образ экономической деятельности, какова историческая память людей. А историческая память Сибири достаточна большая. В качестве точки отсчёта можно назвать 16 век – это период присоединения Сибири к России.

На самом деле, конечно, у Сибири более длинная история, но если говорить о российской государственности, то это всё-таки 16 век. И это своя традиция и свой образ мышления. И мы прекрасно понимаем, что отъехав в центральную Россию или куда-нибудь на Северный Кавказ, сибиряк с местными жителями немножко все-таки на разных языках будет разговаривать. Я надеюсь, со мной согласятся. Вроде этнически там русский человек и здесь русский человек, но диалекты - разные. Идентичность эта чувствуется.

Сергей Морев, депутат Тюменской городской Думы, СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ: Вы сказали, что понятие «Сибирь» свелось сейчас, грубо говоря, к Новосибирской области. А по вашему представлению в географическом плане как должно выглядеть понятие «Сибирь»? В каких границах?

Сергей Шестаков: Вообще-то в Российской империи Сибирь считалась от Урала и до Тихого океана. Это всё была Сибирь-матушка. И вообще я тут рискую на международный конфликт нарваться, как Путин нарвался. Не буду я наше соседнее государство вспоминать. Но, тем не менее, понимаете, о чём речь идёт.

Так что Сибирь – это от Урала и, по крайней мере, до Байкала. Всё-таки Дальний Восток – это другая идентичность. Она состоялась как дальневосточная идентичность. Но я категорически не согласен, когда нас с вами в уральцев записывают. У уральцев другая идентичность. Не сибиряки они, и мы не уральцы. Сибиряк – это звучит гордо!

Георгий Эргемлидзе: А уралец как?

Сергей Шестаков: Это пусть уральцы решают.

Георгий Эргемлидзе: Да уж. Холманских ниже этажом сейчас услышит, будет недоволен. Спасибо. Ещё есть вопросы? Пожалуйста.

Вопрос из зала: Как вы считаете, когда наступит правильное время для формирования этой региональной идентичности? Может быть, мы просто уже слишком старенькие, чтобы её от нас ожидать.

Моя дочь посещает занятия по урало-сибирской росписи. Просто «урало-сибирская» без всякого разделения. Но, к сожалению, она это делает одна из своего класса, хотя программа предлагалась всем.

Сергей Шестаков: Я вам скажу такую вещь. Вот москвичи не любят, когда об их внутренних делах посторонние судят. У них есть такая фраза: «В Москве свои законы», вроде, как только одна Москва и есть. А есть другая фраза: «За МКАДом начинается тундра».

Я это всё к чему веду, к тому, что в московских школах есть такая наука, точнее школьная дисциплина, которая называется «Москвоведение». Понимаете? На мой взгляд, это очень некорректно по отношению к другим регионам. Вот, понимаете, «в Москве свои законы». Но почему наши дети не имеют права знать, кто такой Ермак, например? Вот американцы Колумба знают, для них это священная фигура. Что бы там ни говорили, как бы ни относились.

Ведь посмотрите, какой подвиг общероссийского масштаба совершили Ермак и его последователи. В течение 17 века на утлых судёнышках, пешком, на лошадях от Урала до Тихого океана дошли за 50 лет и построили города. Тогда же не было ни самолётов, ни кораблей на подводных крыльях и так далее. Всё это пешочком с однозарядным ружьём за плечами. Это что, не подвиг? Это необходимо вести в рамках учебных дисциплин, на мой взгляд. Нужно разрабатывать дисциплину «Регионоведение». Это одна из практических задач.

IMG_4703.jpg
Докладчик - профессор С. Шестаков

IMG_4689.jpg
Владислав Карелин

к2.jpg
к1.jpg
Студентки кафедры политологии ТГУ

Стенограмма – Иван Кулябин

Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение