Выборы губернатора: теория и практика, настоящее и будущее

«Тюменская губерния» продолжает знакомить читателей с материаламинаучно-практической конференции, организованной региональным отделением политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ совместно с кафедрой политологии ТГУ

Выборы губернатора: теория и практика, настоящее и будущее

Игорь Халин, председатель избирательной комиссии Тюменской области:

- Выборы губернаторов, выборы высших должностных лиц, пожалуй, занимают вторую строчку после выборов Президента РФ. Это говорит о том, что данный институт очень подвижен. Это говорит о том, что как раз в ходе губернаторских выборов, в ходе того, как происходит регламентация, правовое регулирование этого института и находят отражение те изменения, которые идут в нашей общественно-политической жизни. В том числе, как развивается наша политическая система. И может быть, ставя телегу впереди лошади, хотел бы сказать, что очень сложно будет спрогнозировать то, как будет этот институт изменяться в ближайшее время. Но моё глубокое убеждение, что всё равно будут правила с исключениями.

Скорее всего, будут совмещаться пока три известных нам варианта, или, назовем их, два с определенными разновидностями. Это, прежде всего, конечно, прямые выборы - выборы населением конкретного субъекта РФ. А второе – это выборы депутатами законодательных собраний региональных парламентов, с особенностями для сложноустроенных субъектов РФ.

Сразу же нужно сказать, что здесь Тюменская область не отстаёт - не скажу, хорошо это или плохо - от федерального законодателя, и фактически те три избирательные кампании, которые у нас были, начиная с 1996 года и заканчивая совсем недавно состоявшимся и прошедшим днем голосования 14 сентября 2014 года.

Сегодня мы с вами будем говорить практически о трёх нормативных актах. Прежде всего, это закон Тюменской области от 20 февраля 1996 года № 25 «О выборах губернатора Тюменской области». Второй – это уже Избирательный кодекс - закон Тюменской области от 5 ноября 1999 года, по которым проводились вторые выборы губернатора Тюменской области в январе 2001 года (день голосования был обозначен 14 января 2001 года). И, наконец, это действующий Избирательный кодекс Тюменской области, по которому проводились последние выборы действующего Губернатора Тюменской области Владимира Владимировича Якушева, в который буквально перед назначением выборов вносились изменения согласно изменениям федерального законодательства.

Для меня в определенной мере предметом гордости является то, что Избирательный кодекс - именно Избирательный кодекс - существует у нас в Тюменской области, наряду примерно с 1/3 субъектов РФ. Далеко не везде он есть. Большая часть субъектов пользуется отдельными законами по выборам.

Избирательный кодекс – это существенный шаг вперёд. Это структурированный правовой акт, который объединяет все вопросы избирательного права и избирательного процесса применительно к конкретному субъекту РФ.

Первый период – это 1996-1997 годы. На тот период закон говорит нам о том, что Губернатором области тогда ещё на четырехлетний срок полномочия (сейчас в Уставе области записано, что срок полномочий - это пять лет) мог быть избран гражданин РФ, постоянно проживающий в Тюменской области не менее 1 года и достигший на день выборов возраста 30 лет. Эти два основных фундаментальных понятия относительно гражданства РФ и возрастного ценза остались фактически неизменными и на сегодняшний день.

То, что касается пассивного избирательного права на тот период - эта формула сохранилась и сейчас: не могли избирать и быть избранными на должность Губернатора Тюменской области те лица, которые были признаны недееспособными, и те люди, которые содержались в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

Теперь посмотрим по субъектам, кто мог предлагать кандидатов на должность Губернатора Тюменской области? Правом выдвижения кандидатов на должность Губернатора Тюменской области обладали избирательные объединения. Причём избирательные объединения не только, так скажем, в лице политических партий и их региональных отделений, структурных подразделений, но и, в целом, общественные объединения. Самое главное условие – чтобы в уставах этих общественных объединений была пописана эта норма. Такая норма обязательно должна была быть в уставе того общественного объединения, которое предполагало участвовать в выборах Губернатора Тюменской области. И было ещё одно условие, ещё одно ограничение: такое общественное объединение должно было быть создано не позднее, чем за шесть месяцев до объявления дня выборов. Итак, это первый субъект – избирательное объединение.

Второй субъект – это избирательные блоки. Они могли образовываться на период проведения выборов Губернатора Тюменской области. Причем не просто нужно было создать избирательное объединение или избирательный блок, но и обязательно зарегистрировать их в Избирательной комиссии Тюменской области и получить свидетельство о регистрации.

Следующим субъектом у нас выступали избиратели по месту работы, службы, учебы и жительства. И ещё у нас отдельно были инициативные группы граждан, причем группа должна была насчитывать не менее трех человек и так же должна была быть зарегистрирована в Избирательной комиссии Тюменской области.

Как вы видите, спектр субъектов был достаточно широким: их насчитывалось аж 4 разновидности.

В поддержку своего кандидата нужно было собрать не менее 0.5% подписей от числа всех избирателей области. По нашим данным, тогда было зарегистрировано по всей Тюменской области чуть более 2 миллионов человек. Точнее, 2 миллиона 11 тысяч 151 избиратель, и, следовательно, нужно было собрать не менее 10 тысяч подписей. Причём, было ограничение, что на одну административную территориальную единицу должно было приходиться не более 1400 подписей. То есть не более 14% от требуемого общего числа подписей. Уже, как мы видим, в первом законодательном акте, такое ограничение у нас было введено.

Что касается документов, которые представлялись в Избирательную комиссию области кандидатами, то, в общем-то, не много данных они должны были представить. Это стандартные анкетные данные: ФИО, дата рождения, место работы, занимаемая должность и отдельно подавалось заявление кандидата о его согласии баллотироваться на должность Губернатора Тюменской области. Но если кандидат у нас выдвигался избирательным объединением или избирательным блоком, конечно, нужно было указать наименование этого избирательного объединения или этого избирательного блока.

Избранным Губернатором признавался тот кандидат, который получал более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. 50% и один голос - эта формула сохранилась и до сегодняшнего дня, по сути дела, так же, как и остальные нормы. Допустим, если было включено в избирательный бюллетень более двух кандидатов, и ни один из них не набрал волшебного числа «50% плюс один голос», то, соответственно, назначалось повторное голосование не позднее, чем через 21 день. По простому большинству голосов определялся победитель уже во втором туре.

Избирательная комиссия области могла признать выборы недействительными, но только если при их проведении были допущены нарушения закона, которые не позволяли с точностью установить волеизъявление избирателей. И опять же это общая формула. Она дожила и до сегодняшних дней. Конечно, формула достаточно расплывчатая, неоднозначная, вызывающая немало споров по своей формулировке и по тому содержанию, которое в неё вкладывалось.

Выборы могли быть признаны также не состоявшимися и по так называемому «порогу явки». В них должны были принять участие не менее 25% от числа зарегистрированных избирателей области. Ну и, конечно же, не должно быть такой картины, когда за так называемого кандидата «Против всех» подали голосов больше, чем за кандидата, получившего наибольшее количество голосов. Соответственно, число избирателей, принявших участие в выборах, определялось по числу тех избирательных бюллетеней, которые были обнаружены в избирательных ящиках за исключением бюллетеней неустановленной формы.

Интересно, что кандидат на должность Губернатора Тюменской области имел право на 10 бесплатных поездок железнодорожным, водным, автомобильным транспортом (исключение - такси и заказные рейсы) и 5 бесплатных поездок авиационным транспортом в пределах территории области. Причем оплата этих поездок производилась за счет средств Избирательной комиссии Тюменской области. Неплохая норма, не правда ли.

Другая не менее интересная норма - избирательные фонды кандидатов могли формироваться за счет денежных средств, которые выделяла избирательная комиссия области на ведение предвыборной агитации – это тоже шло в избирательные фонды кандидатов.

Второй период – это 2001 год. Выборы проводились в соответствии с нормами сформированного Избирательного кодекса. Причём тенденция такова: родившись в виде небольшой брошюры федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» с небольшим набором статей и являясь законом рамочным по своему назначению, по сути и по содержанию, закон постепенно вылился в достаточно увесистую брошюру, детально регламентирующую многие избирательные действия, мероприятия и процедуры. Хорошо это или плохо - оценивать вам, и, конечно, истории.

В кодексе уже четко были прописаны стадии избирательного процесса, начиная от назначения выборов и заканчивая регистрацией избранных депутатов, должностных лиц, опубликования итогов голосования и результатов выборов. Речь велась уже и о системе избирательных комиссий и об их статусе. Интересная норма была закреплена в пункте первом статьи 14 кодекса: число членов Избирательной комиссии Тюменской области должно было быть 18 (сейчас 14, как практически по всей России). Так вот, из этих 18 членов комиссии формировался так называемый институт региональных представителей, региональных членов избирательной комиссии области: 4 человека должны были быть представителями автономных округов, но работать и принимать участие в работе комиссии они могли только в период проведения выборов Губернатора Тюменской области и проведения выборов депутатов Тюменской областной Думы. Достаточно интересный нюанс.

Что касалось выдвижения кандидатов, то оно осуществлялось избирательными объединениями и избирательными блоками, инициативной группой граждан по месту работы, службы, учёбы и по месту жительства. Но добавился ещё один институт –самовыдвижения. Я сразу же хочу сказать, чтобы здесь не было недопонимания какого-то, что и на сегодняшний день, в зависимости от тех законов, которые действуют на территории субъектов РФ, может быть и институт самовыдвижения на выборах Губернатора Тюменской области (и мы имеем такие примеры, в том числе и в УРФО – Курганская область).

Так вот, получается, что здесь впервые мы сталкиваемся с тем, что можно реализовать инициативу самовыдвижения. А, кроме того, что очень важно - было дано определение, что же такое «избирательное объединение». Тут правило немножко трансформируется, но сохраняется, что это должно быть такое объединение, которое зарегистрировано в установленном законом порядке не позднее, чем за один год до дня голосования. Причём это объединение должно быть политическим, общественным и должно соответствовать уровню проводимых выборов. Имеется в виду не применительно к выборам Губернатора Тюменской области, а вообще в целом. Понятно, что если мы говорим о выборах Губернатора Тюменской области, то это должна быть, как минимум, областная кампания.

Количество подписей, которое нужно было собрать в поддержку кандидата, возрастает с 0.5% до 1%, и, если брать абсолютные цифры, то если раньше в поддержку кандидата нужно было собрать 10 000 подписей, то сейчас это уже 21 600. Как видите, достаточно серьезное увеличение с учетом того, что население Тюменской области растёт, и в 2000-м году оно насчитывало уже почти 2 миллиона 157 тысяч избирателей. Однако при этом убрали ограничение по административно-территориальным единицам, по району, по городу. То есть от одной административной единицы - не более 14% требуемого количества подписей.

Появилась (правда не очень надолго) такая форма поддержки, как избирательный залог. Цифра была практически неизменна – 15% от предельного размера избирательного фонда кандидата. Если брать в цифрах то, допустим это было 75 000 рублей от максимально возможного фонда – 5 миллионов рублей.

Достаточно серьезно был расширен объём данных, которые кандидат должен был предоставить в Избирательную комиссию Тюменской области. Кроме анкетных, биографических данных (причём все эти данные не просто должны были быть представлены, но обязательно должны были быть подтверждены заверенными копиями соответствующих документов), особое внимание было сделано на необходимости указывать сведения о не снятых или не погашенных судимостях. Причём конкретно нужно было указывать и номера статьи, и когда осуждён, когда освобожден, когда отбывал. Что касается гражданства, то, если есть гражданство иностранного государства, то обязательно нужно было указывать дату и основание его приобретения.

Нужно было уже также указывать сведения о доходах, об их размерах и источниках. Причём, не абы как, а именно в виде копий деклараций о доходах за год, который предшествовал году проведения выборов и соответственно сведения об имуществе, которое принадлежит кандидату на праве собственности.

Была ещё одна интересная норма закона в то время. Так в пункте 4 статьи 78 Избирательного кодекса было закреплено, что в случае освобождения от выполнения производственных и служебных обязанностей в течение срока со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования общих итогов выборов, Избирательная комиссия Тюменской области должна за счёт денежных средств, которые выделены на организацию подготовки и проведения выборов, выплачивать кандидатам денежную компенсацию в размере среднего заработка или иного регулярного дохода по месту работы, но не более десятикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством на день назначения выборов. Причём с начислением и районного коэффициента, и северных надбавок.

Третий период – это наши дни, в которые действует современный Избирательный кодекс Тюменской области. Вносимые поправки, на мой взгляд, зависят от ряда факторов. Происходит серьезное, существенное изменение социально-экономической жизни - развивается политическая система, так или иначе. Где-то быстрее, где-то медленнее, не всегда прямолинейно, где-то зигзагами, но развивается.

Так вот, за тот период, который у нас прошёл с 2001 года и охватывает 13 лет, на щит была поднята идея о недопущении криминала во власть и пресечения подобных попыток. Причём, не только на уровне выборов в органы государственной власти, прежде всего, конечно, но и на уровне выборов муниципальных. Особенно серьёзно уделялось внимание (и продолжает уделяться) противодействию проявлениям нацизма и экстремизма. И, как следствие, эти идеи, эти задачи трансформировались и нашли своё отражение, в том числе в действующем Избирательном кодексе (законе) Тюменской области от 3 июня 2003 года № 139. Там выборам высшего должностного лица области посвящена отдельная 11 глава «Выборы Губернатора Тюменской области».

Кроме того, что у нас, как я уже говорил, есть общая часть, которая регламентирует в целом институты избирательного права, в том числе относящиеся и к выборам высшего должностного лица нашего региона, где очень подробно в пункте 4 статьи 3 перечисляется, кто не может быть избран Губернатором Тюменской области. Отдельно расписываются ограничения не только для кандидатов на должность Губернатора, но и по другим уровням выборов. Это касается осужденных к лишению свободы за совершения тяжких и особо тяжких преступлений, тех, кто имеет не снятую, не погашенную судимость, осужденных за совершения тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена по истечении 10 лет. В отношении особо тяжких преступлений то же самое, только срок увеличен до 15 лет. Осужденные за преступления экстремисткой направленности, подвергнутые административному наказанию за совершения нарушений, связанных с пропагандой, публичным демонстрированием нацистской атрибутики или символики, в отношении которых вступило в силу решение суда. Это касается, допустим, случаев, когда в свои предвыборные программы, в том числе размещенные не только в печатном, электронных СМИ, но и в сети Интернет были включены призывы к совершению деяний, которые чётко описаны в статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года номер 114 «О противодействии экстремистской деятельности». Ну и, соответственно, то, что касается пропаганды социальной, расовой, национальной, религиозной вражды, превосходства, публичного унижения по этим основаниям кого-либо.

Не мог тогда и не может сейчас баллотироваться, избираться в качестве Губернатора Тюменской области также тот гражданин, который имеет иностранное гражданство, либо вид на жительство, либо другой документ, который подтверждает право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

О субъектах выдвижения. Действующее законодательство предусматривает два таких субъекта: либо в результате реализации инициативы самовыдвижения, либо выдвижение избирательными объединениями, в качестве которых применительно к выборам Губернатора Тюменской области выступают только политические партии и их подразделения. У нас остался единственный субъект - это избирательное объединение.

Что касается формы поддержки кандидата, то это по-прежнему у нас сбор подписи. Существует муниципальный фильтр - определенное ограничение. В частности, в ходе подготовки к выборам Губернатора Тюменской области 14 сентября текущего года, ещё 10 июня Избирательной комиссией Тюменской области было принято решение, которым определенно, что в поддержку выдвижения кандидата на должность Губернатора Тюменской области должны были быть собраны 243 подписи. Допускалось превышение этого числа не более чем на 12 подписей. Всего могло быть не более 255 подписей. Поддержать кандидатов, поставив за них свои подписи, могли депутаты представительных органов муниципальных образований и (или) избранные на муниципальных выборах и действующие главы муниципальных образований. Причём по всей территории Тюменской области, включая оба автономных округа.

Были также ужесточены и детально регламентированы требования относительно тех документов, которые кандидат представлял в Избирательную комиссию Тюменской области.

Прежде всего, конечно, серьезный упор был сделан в соответствии с Указом Президента РФ от 6 июня 2013 года № 546, в соответствии с которым нужно было предоставить сведения об имуществе, принадлежащем и кандидату, и супругу, и несовершеннолетним детям; о недвижимом имуществе, которое находится за пределами РФ; об источниках средств, на которые приобретено это имущество; о тех обязательствах имущественного характера, которые имеются за пределами РФ и так же сведения абсолютно такие же в отношении супруга и несовершеннолетних детей, сведения о расходах и своих, и супруга, и несовершеннолетних детей, по каждой сделке, если это касается приобретения недвижимости, земельного участка, акций, ценных бумаг, паёв, долей участия, которые совершены в течении последних трех лет, если сумма сделки превышает сумму дохода за эти три последних года. И, соответственно, всё это предоставляется вместе с заявлением о согласии кандидата баллотироваться на должность Губернатора Тюменской области.

Кроме того в соответствии с этим же Указом Президента, на кандидата на должность Губернатора Тюменской области накладывается обязательство закрыть счета, вклады, прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами РФ и осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата.

Отдельный разговор о судимостях. Здесь тоже были ужесточены требования. Нужно было указывать вообще все судимости, независимо от того снята она, погашена или нет. Если в биографии человека был такой факт, то обязательно нужно было это написать, пусть это даже было давно. Нужно написать, когда был осужден, за что, к какому наказанию, когда погашена судимость, когда снята. Если эти сведения скрывались, а, к сожалению, у нас такой прецедент в ходе кампании был, то соответственно в судебном порядке Избирательной комиссии пришлось регистрацию одного из кандидатов на должность Губернатора Тюменской области отменять.

Дополнительно каждый кандидат в Губернаторы Тюменской области еще должен был в письменной форме представить сведения о трёх кандидатурах, одну из которых он планирует назначить в качестве члена Совета Федерации Федерального Собрания от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Минимального порога явки как такового на сегодняшний день у нас нет.

Если же говорить о признании итогов голосования результатов выборов недействительными, то к тому, что было, пожалуй, стоит остановиться ещё на двух основаниях, которые были добавлены.

Во-первых, просто короткая, чеканная формулировка «по решению суда». Только суд может это признать. Естественно, при наличии оснований и доказательств.

Во-вторых, случай, когда выборы признаны недействительными на определенном числе избирательных участков, списки избирателей которых на момент окончания голосования в совокупности включает не менее ¼ часть, то есть 25% от общего числа избирателей, внесённых в списки избирателей на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе. Вот это, пожалуй, та картина, которая сложилась на сегодняшний день.

По моему мнению, те варианты, которые у нас прописаны в законе, сохранятся и в будущем. Невозможно все субъекты причесать под одну гребенку. Вы знаете, что пять из шести кавказских республик внесли изменение в действующее региональное законодательство, в соответствии с которым теперь там высшее должностное лицо тоже избирается депутатами законодательных собраний. Исключением является только, если я не ошибаюсь, Чеченская республика.

Безусловно, избирательное законодательство усложняется. Разбираться в нём становится всё сложнее. Всё более регламентируются институты, действия, в том числе и избирателя. Хотя первоначально, если мы обернемся назад и посмотрим в исторической ретроспективе, идея-то была такая, что будет действительно рамочный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Он должен прописывать определенные рамки, должен быть основным. А все остальные гарантии должны вводиться, гарантироваться, обеспечиваться именно на уровне субъектов РФ. Я думаю, что решение этой задачи на сегодняшний день мы ещё не достигли.

Существенно возросли требования к кандидатам на должность высшего должностного лица, в том числе и нашего региона. И я не думаю, что эти требования будут сокращаться. Скорее всего, эти требования будут только повышаться с учетом обстановки, в том числе и в мире. Обстановки общественной, политической, экономической.

Нужно подчеркнуть и ту значимую роль, которую стали играть муниципальные выборы. Если раньше к ним относились как к выборам второстепенным, то теперь, вы сами видите, что это и муниципальный фильтр, это и необходимость поддержки того кандидата, который баллотируется на должность Губернатора конкретного субъекта РФ.

Членом Совета Федерации тоже может стать только тот человек, который прошёл выборы. Пусть даже и муниципальные.

Стенограмма (в сокращении редакции) – Иван Кулябин,

Фото – С. Комаров

Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение