Избавляться ото лжи и лицемерия
Вопросы, достойные быть в центре общественного внимания
Когда я слушаю пресс-конференции или интервью ведущих отечественных политиков, смотрю новости или читаю прессу, то вижу, как часто внимание россиян отвлекается от серьезных национальных проблем какими-то мимолетными волнующими впечатлениями или событиями, происходящими в Сирии, Турции, на Украине. Кроме того, разговор по актуальным вопросам развития страны нередко превращается в банальное шоу. В итоге россиянам редко предлагают внимательно и критически взглянуть на то, что действительно должно нас волновать, достойно нашего внимания и действий.
На мой взгляд, есть ряд вопросов, которые определяют внутренне напряжение в стране и ее будущее. Поэтому граждане и средства массовой информации не должны осторожничать и переливать «из пустого в порожнее», а интенсивнее повести откровенный диалог о том, что происходить в стране сегодня, и что ожидает ее в обозримом будущем. Кроме того, мы обязаны спросить у власти, что она делает для того, чтобы обеспечить условия для достойной жизни народа и свободного развития человека (как того требует статья 7 Конституции России) и дать ей ряд советов.
Представляется, что в центр ежедневного диалога общества и власти необходимо поставить комплекс вопросов внутренней политики, своего рода приоритетов для общественной мысли и общественных действий.
1. Когда будет прекращена 25-летняя (!) практика установления на федеральном уровне минимального размера оплаты труда ниже прожиточного уровня (например, в начале 2015 году эти показатели были равны соответственно 5965 рублей и 8283 рубля)? Как же власть должна не уважать свой народ, чтобы устанавливать такой мизерный размер оплаты труда. Ведь согласно международным стандартам, минимальная зарплата должна быть в 2,5 раза выше прожиточного минимума.
2. Следует ли ожидать законодательную инициативу Президента России о минимальном размере оплаты труда, обеспечивающем развитие человеческой личности, то есть не менее 3-х долларов в час, как того требует рекомендация экспертов ООН? Для сравнения: минимальная почасовая оплата труда в России составляет менее 0,5 доллара, в США – 7,25 доллара, в Германии – 8,50 евро, во Франции - 9,61 евро. Известно, что Россия занимает одно из последних мест в Европе по минимальному размеру оплаты труда. При столь низкой как сейчас почасовой оплате труда россиян, высокая производительность и качество труда, достойная жизнь и всесторонне развитие человеческих способностей останутся несбыточными мечтами.
3. Почему в условиях постоянного повышения цен на товары и услуги не принимается федеральный закон о пенсиях, соответствующих международным стандартам – не менее 40-60% от зарплаты, норматива, установленного с согласия всех государств Международной организацией труда? Вот главный вопрос для пенсионеров, а не вопрос о повышении пенсионного возраста. Это необходимо сделать и потому, что по уровню жизни 40 миллионов пенсионеров Россия в международных рейтингах находится на 78 месте из 91 страны, между Непалом и Лаосом.
4. Какие шаги намерен предпринять Президент России в 2016 году для наступления на вопиющее, ничем не обоснованное социальное неравенство в стране?Россия заняла первое место в мире среди крупных государств по неравенству распределения богатства. По данным, приведенным в октябре 2012 г. в докладе «GlobalWealthReport», на долю 1% самых богатых россиян приходится 71% всех личных активов. Этот показатель в 15 раз выше общемировых показателей.
Почему не вводится прогрессивный подоходный налог, который используется практически во всех развитых странах? Почему не сократят зарплаты и бонусы руководителям государственных корпораций и государственных банков, если они получают доходы выше Президента России? Разве не следует приблизить зарплату министров и президента страны к зарплате народа? Ведь ни в одной цивилизованной стране нет такого, как в России: зарплата министра в 13,5 раза выше средней зарплаты по стране, а зарплата Президента России после 20% ее сокращения все еще в 17,5 раза выше зарплаты среднестатистического россиянина. Для сравнения: зарплата Генерального секретаря ЦК КПСС была в 6 раз выше средней зарплаты в стране; премьер-министра Великобритании - в 5,3; президента Франции – в 5, 7; премьер-министра Канады – в 7,1; президента США – в 7,2; канцлера ФРГ – в 7,5; президента Индии – в 8,3 раза.
5. Разве не пришло время вернуть народу рациональные элементы советской системы подготовки кадров (бесплатность, конкурсный отбор в вузы и техникумы, широкая сеть профессионально-технических училищ, достойные стипендии, базовые учебники, предоставление первого рабочего места выпускникам профессиональных учебных заведений) и бесплатное здравоохранение, как ему вернули мелодию советского гимна, комплекс ГТО и героев Труда? Здоровье, как и образование, не должны рассматриваться лишь с точки зрения купли-продажи. Представляется, что ни одно современное цивилизованное государство не должно проводить политику, при которой кто-то был лишен необходимой медицинской помощи или образования только потому, что это ему не по карману.
6. Что намерен предпринять Президент России для решения такой животрепещущей проблемы, как ежегодная пропажа без вести 30-50 тысяч россиян? Дальше эту проблему замалчивать нельзя. Не следует ли установить персональную ответственность министра внутренних дел или руководителя Федеральной службы безопасности за решение данной проблемы?
7. Как будет решаться проблема кредитного рабства 40 миллионов россиян? Ведь пять миллионов россиян уже находятся в состоянии невозможности выплатить эти кредиты. Одной из причин такой удручающей ситуации являются, с одной стороны, низкие зарплаты и пенсии, а с другой - в России «людоедские» проценты по кредитам. О том, что в России создан рай для ростовщиков, убедительно говорит сравнение процентных ставок центральных банков ведущих стран мира: Канада – 0,75%, США – 0,5%, Великобритания – 0,5%, Еврозона – 0,05%, Япония – 0,1%, Россия – 11%. Развивать производство и обустраивать жизнь по-человечески в стране можно будет лишь тогда, когда появится законодательное ограничение процентной ставки банка России, например, не выше чем в 1,5-2 раза средней ставки центральных банков 7 ведущих стран мира.
8. Когда Россия будет закрыта для финансовых спекулянтов? Ведь абсолютная свобода рынка финансовых спекуляций позволяет поставить на грань финансового краха и криминальной анархии любую неугодную страну? В сложившихся условиях валюта из страны должна уходить только на оплату импорта и только после поступления товара. А пока в России открыты все окна и двери для вывоза и выноса едва ли не всего. По оценке профессора В. Катасонова, в 2004-2014 гг. чистый отток капитала из России вместе с выводом инвестиционных доходов составил 1 триллион долларов.
9. Почему высшая государственная власть отвергает многочисленные предложения об альтернативной политике?Например, в начале XXI века учеными Института экономики Российской академии наук была предложена «альтернатива той политике, которая ныне осуществляется в стране». В частности, ученые предлагали: а) постепенно перестроить структуру экономики с преимущественного производства сырья, энергии, промежуточных продуктов на преимущественное производство конечных продуктов;б) увеличить в объеме конечного продукта доли потребительских товаров и услуг для населения; в) усилить на определенный период контроль за рыночным уровнем процентных ставок – депозитных и кредитных, устранить 2-3-кратное превышение вторых над первыми; г) перейти к увеличению денежных доходов населения как необходимому условию экономического роста и вообще нормального функционирования экономики.При этом ученые обращали внимание на то, что «федеральная исполнительная власть не принимает во внимание угрозы связанные с ожидаемым кризисом основного и человеческого капитала», ею «не принимаются решительные меры по преодолению сырьевой и энергетической ориентации российской экономики».
Ученые Российской академии наук предупреждали, что «надежда на высокие доходы от экспорта и приток иностранных инвестиций всегда сопряжены с риском изменения конъюнктуры мирового рынка», а «при слабом, неустойчивом рубле, все время зависящим от того количества долларов, которое будет поступать от ММВБ, решить задачу восстановления единого управления денежным оборотом невозможно».
Однако, указанные выше здравые предложения и предупреждения ученых, властью были проигнорированы, время для разработки и реализации новой политики было упущено, а страна в еще большей степени подсела на сырьевую иглу. Так, если в 2000 году в структуре отечественного экспорта минеральные продукты составляли 53,8%, то в 2013 году – 71,5%. Высшая государственная власть допустила стратегическую недальновидность, за которую вынужден расплачиваться народ. Страна втянута в экспортно-импортную ловушку: продаем сырье, а большинство товаров покупаем за границей, тем самим разрушаем свою промышленность, сельское хозяйство, образование, науку, здравоохранение и так далее.
Под разговоры о возрождении России, страна по ключевым показателям экономического развития отброшена к началу XX века. Так, в 1910 г. по объему ВВП Россия находилась на пятом месте в мире, а величина ВВП на душу населения составляла 28% от аналогичного показателя США. И сейчас мы имеем те же 28% от уровня США. При этом в 2015 году по объему ВВП Россия скатилась на 15-е место в мире, заняла 76-е место в мире по ВВП на душу населения и 180-е (!) место среди 188 стран мира по темпам экономического роста.
10. Как в ближайшие годы обеспечить рост ВВП не менее чем на 6 - 7 процентов в год, что необходимо для решения долгосрочных задач социального развития, модернизации национальной экономики и обеспечения безопасности? Как известно, в России за последние 7 лет ни разу не обеспечивался необходимый темп роста ВВП. Для сведения: 2009 г. - минус 7,9%; 2010 г. - плюс 4%; 2011 г. - плюс 4,1%; 2012 г. - плюс 3,4%; 2013 г. – плюс 1,5 %; 2014 г. – плюс 0,6%; 2015 г. – минус 3,8%.
По прогнозам Всемирного банка в 2016 году ВВП России упадёт на 0,7 процента и лишь в 2017 году рецессия сменится подъёмом на 1,3 процента.
Но, по оценке академика А. Аганбегяна, при темпах в 3-3,5% у России нет перспективы повысить свою долю в мировом хозяйстве. Развивающиеся страны скоро вплотную подойдут к России по уровню экономического и социального развития, если столь низкие темпы нашей страны продолжатся.
11. Кто несет персональную ответственность за двукратную девальвацию рубля в 2014-2015 гг. и стремительное снижение благосостояния народа? Следует также обратить внимание на очевидный провал такой стратегической цели, как достижение уровня доходов и качества жизни россиян к 2020 году, характерных для развитых экономик, закрепленной в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года. Для сведения: по данным ООН в 1990 году по индексу человеческого развития (включает в себя среднюю продолжительность человеческой жизни, уровень образования населения, производство ВВП на душу населения) СССР занимал 26 место в мире, в 1992 году Россия оказалась на 34 месте, а в 2015 году – на 50 месте.
12. Почему Президент России не дает поручение Российской академии наук в течение года подготовить стратегию развития страны на ближайшие 25 лет «Россия-2040», на основе которой будут разрабатываться пятилетние и годовые планы социально-экономического развития? В этих документах, в частности, должно быть указано: что, где, к какому сроку, какими силами и средствами необходимо построить (например, станкостроительных заводов, поскольку 90% станков завозим из других стран), какой федеральный министр несет персональную ответственность за результаты строительства, за ключевые показатели развития страны. Очевидно, что только в рамках стратегической программы развития страны, можно осуществить структурную перестройку экономики, создать новые рабочие места, провести осмысленное импортозамещение и новую индустриализацию.
13. Что не позволяет высшей государственной власти проводить такую демографическую политику, которая обеспечила хотя бы простое воспроизводство населения страны? Через 25 лет после развала СССР численность населения России все еще на 2 млн. меньше, чем в 1991 году. Более того, власть и общество не уделяют должного внимания выводу доклада РАН Президенту России в 2013 г. о том, что состояние здоровья населения характеризуется устойчивой негативной динамикой, здоровье каждого следующего поколения хуже здоровья предыдущего, особенно в детском и подростковом возрасте.
14. Какие шаги целесообразно принять для чистки государственного аппарата от коррупционеров, а также лиц, предающих интересы страны и её народа? В 2008 году Президент России отмечал, что «сегодняшний госаппарат является в значительной степени забюрократизированной, коррумпированной системой, не мотивированной на позитивные изменения, а тем более на динамичное развитие». Почему бы Президенту России не начать чистку этой системы, поручив Следственному комитету Российской Федерации провести объективное расследование фактов, обнародованных в фильме «Чайка»?
15. Какие шаги необходимо предпринять для того, чтобы обеспечить чистоту и честность предстоящих выборов депутатов Государственной Думы России в 2016 году и Президента России в 2018 году? По оценке Е. Ясина, на декабрьских 2011 года выборах, в некоторых регионах фальсификация результатов выборов составляла 15%, при обычной норме 7-8%, что вызвало массовые социальные протесты.
Не следует ли для обеспечения чистоты и честности выборов ввести прозрачность работы избирательных комиссий и подсчета голосов на выборах? В этих целях следовало бы вести в сети Интернет трансляцию работы избирательных комиссий и подсчета голосов на каждом избирательном участке, публиковать результаты голосования по каждому избирательному участку на официальных сайтах избирательных комиссий субъектов Российской Федерации? Ведь нечестность (когда с выборов незаконно снимаются кандидаты, неугодные власти) и возможные фальсификации результатов выборов в Государственную Думу 2016 года и Президента России 2018 года могут вызвать в стране негативные социальные потрясения.
16. Какие изменения нужны в избирательном законодательстве, практике выборов и судебной практике, чтобы обеспечить приход в высший эшелон государственной власти интеллектуальных, деловых и нравственных сил народа, способных формулировать и достигать вдохновляющие национальные цели? Как справедливо подчеркивал великий русский философ И. Ильин, не осуществив выделение к верху лучших людей, Россия перейдет в долгий период деморализации, всяческого распада и международной зависимости. Очевидно, что «отрицательная селекция» управленческих кадров сегодня является главной причиной застоя и деградации страны.
17. Когда в стране начнется новый этап конституционно-правовой реформы, что давно предлагают авторитетные ученые и политики? В частности, они подчеркивают, что корни существующей олигархо-бюрократической, коррумпированной и криминальной системы кроются в основном законе страны. Во многих законах пролоббированы интересы олигархо-бюрократических, коррумпированных и криминальных групп. Вот лишь некоторые «вольности», дарованные правом этим группам: налог с дивидендов богатые платят не 13%, как бедные с зарплаты, а только 9%; конфискация имущества коррупционеров и воров затруднена; введен мораторий на смертную казнь тех, кто действительно того заслуживает. Или мы начнем реформировать конституционно-правовую систему тогда, когда в России грянет гром?
18. Почему в средствах массовой информации не в почете такие традиционные российские ценности, как трудолюбие, честность, справедливость, гуманизм и коллективизм? При этом до небес возносятся иные ценности: индивидуализм, рыночные отношения не только в экономике, но и в политике, в здравоохранении, в образовании, деньги как главный показатель успеха человека, достижение личного успеха любыми средствами, и ряд других, навязанных российскому народу. Но эти ценности работают на раскол общества и его криминализацию.
19. Не считает ли общество, что пришло время для поиска нового национального лидера, способного обеспечить необходимые перемены во внутренней политике, придать новый импульс развитию России? Сегодня Президент России В. В. Путин, используя свой конституционно-правовой статус, мог бы сделать новые шаги во благо народа и страны. Например, восстановить суверенитет валютно-финансовой системы. Во-вторых, принять меры для повышения уровня и качества жизни народа. В-третьих, осуществить комплекс мер по демократизации политико-правовой системы страны. Однако, государственные решения по этим и другим важным вопросам не принимаются. Следовательно, Президент России пасует перед новыми внутренними вызовами. Возможно, ему кажется, что внутренняя политика, какой она была вчера, должна остаться такой же и сегодня, и завтра. А может быть, за 16 лет он просто устал? В итоге, народ в основном «одаривают» ограничениями, запретами, штрафами, сборами и налогами. Поэтому, как бы трудно ни было такие слова произносить, следует сказать: ведущие национальные политики, неспособные вовремя и адекватно решать назревшие проблемы развития страны, не имеют морального права на перезаключение политического контракта с народом.
Указанные выше вопросы не исчерпывают всего содержания новой национальной повестки дня. Они не случайно целиком посвящены нашим внутренним делам. На мой взгляд, текущая ситуация требует от нас: главное внимание уделить внутренним проблемам, сконцентрировать для их решения все национальные ресурсы. Тогда и во внешнем мире мы будем чувствовать себя увереннее.
Естественно, эти вопросы должны быть в центре общественного внимания не один день и даже не один месяц. К сожалению, такие вопросы в России быстро не решаются. При этом в откровенном национальном диалоге о настоящем и будущем России надо избавляться ото лжи и лицемерия, обеспечивать право граждан на объективную информацию.
Мы не должны уподобляться страусам, и прятать голову в песок от взгляда на острые общенациональные проблемы. Ибо, если и дальше будем предаваться различным шоу и отвлекаться на второстепенные вопросы, то снова уроним Россию, как это сделали в 1917 и 1991 гг.
Пришло время для реальных и рациональных шагов по переустройству отечественного государства, формирования более эффективной и справедливой социально-экономической и политико-правовой системы. Только вовремя обсуждая, оперативно и адекватно решая назревшие национальные проблемы, мы сможем сформировать альтернативу гайдаро-чубайсовской модели развития, продвинуть Россию вперед, создать лучшее будущее для наших детей и внуков. Но для этого нам следует преодолеть два препятствия - страх и неверие в себя, в свой народ.
Создав более рациональное, гуманное и справедливое государство, мы оправдаем надежды предков и заслужим благодарность потомков.
Владимир Осейчук, доктор юридических наук,
профессор кафедры государственного и муниципального управления института государства и права ТюмГУ