Учимся жить трезво

4 февраля приходское общество трезвости в честь святой блаженной Ксении Петербургской при храме в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали" отчиталось о деятельности за 2016 год

Учимся жить трезво

Докладывал председатель Александр Анисимов:

- Обет трезвости приняли 25 человек. Всего с 2011 года в обществе числится 87 человек, принявших обет трезвости.

Проведено 68 бесед и шесть 5-дневных занятий «Наш дом – территория трезвости» с родственниками лиц, зависимых от алкоголя (присутствовало 50 человек). 51 человек прошли пять 10-дневных курсов трезвения.

Еженедельно, по средам, читался (и читается) акафист перед иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша» об исцелении страждущих от алкоголя, табака, наркотиков (до 20 человек).

Продолжил работу семейный клуб трезвости, в котором появляются всё новые и новые люди.

15 сентября члены общества приняли участие в  акции «Трезвый водитель», которую проводило Управление ГИБДД УМВД России по Тюменской области в рамках церковно-общественного движения «Общее дело». К акции были привлечены учащиеся средней школы, а также учащиеся Тюменского техникума строительной индустрии и городского хозяйства (Тарманы).

В рамках профилактики и утверждения трезвости добровольцы общества Екатерина Добровольская и Лариса Соловьева проводили с учащимися ТТСИиГХ интерактивные лекции на темы: «Секреты манипуляции. Алкоголь», «Секреты манипуляции. Табак».

С просьбой о проведении подобных лекций в общество обратился филиал техникума общественного питания. Они включены в план мероприятий на 2017 год.

Члены общества принимали активное участие в организации и проведении семинара по созависимости с 28 по 30 сентября в Тобольске. Проделана большая организационная работа под руководством иерея Николая Макарова.

Организована приходская православная служба милосердия «Большое сердце». Оборудовано помещение под вещевой склад. Организовано добровольческое движение по оказанию помощи многодетным малообеспеченным неполным семьям и одиноким престарелым людям. Определён круг нуждающихся среди прихожан из числа жителей района Тарманы. Организован сбор, сортировка и выдача вещей по заявкам нуждающихся. На учет в приходскую службу милосердия  встали 20 малообеспеченных и многодетных семей, а также три старушки, нуждающиеся в попечении.

Раз в квартал отправляем вещевую и продовольственную гуманитарную помощь в Армизон и в Тавду.

Регулярно оказываем помощь в сборе вещей и детских принадлежностей для проекта «Мамин домик» при Никольском храме.

В рамках проекта «Большое сердце» при приходе создана группа здоровья для женщин, в которой лечебной гимнастикой два раза в неделю занимаются 20 женщин.

В ноябре-месяце в рамках всероссийской акции «Михайловские дни» активистами  общества трезвости при участие службы милосердия  в храме был организован сбор подписей за запрет абортов - собрано 157 подписей.

Совместно с педагогами и учащимися Воскресной школы добровольцы  приходской службы милосердия  приняли участие в благотворительной акции «Белый цветок». Вырученные средства пошли на развитие Воскресной школы.

В 2016 году  служба милосердия  выиграла два гранта. Подробнее об этом расскажет руководитель проекта «Большое сердце» Наталья Грачева:

-  Идея написания грантовых программ пришла в голову нашему коллеге, он и помог их написать - очень деятельный человек, врач психиатр-нарколог, директор МЦ «Авиценна», член координационного совета церковно-общественного движения «Общее дело», епархиальный координатор конкурса «Православная инициатива» Тобольско-Тюменской епархииАндрей Якунин. Один грант на 500 000 рублей – под проект «Центр гуманитарной помощи для женщин, оказавшихся в сложной жизненной ситуации», который создан в сотрудничестве с комиссией защиты семьи материнства и детства Тобольской митрополии Русской Православной Церкви. Это патриарший грант профилактики абортов. Деньги выделены на оборудование, продуктовую поддержку и средства личной гигиены. Другой грант, президентский, на 1,5 миллиона рублей - под проект «Друзья милосердия»: в сотрудничестве с областным геронтологическим центром будем оказывать духовно-просветительскую помощь одиноким инвалидам и пожилым людям, находящимся у них на социально-бытовом попечении.

 

Семён Комаров, фото автора


Великий пост

 

Обет трезвости: отречение от алкоголя

 

Хотя в православии нет требования полного отказа от спиртного, обет трезвости становится все более популярным. В стране, где исторически вопрос пьянства стоит очень остро, это один из действенных способов преодоления зависимости от «зелёного змия»

 

Как всё начиналось

 

Во много пьющей России обет трезвости для многих оказывается последним шансом вырваться из объятий этой пагубной страсти, чтобы сберечь семью и сохранить работу. Обет трезвости – уникальное явление, аналогов которому нет в иных церквях. Стихийно возник в 60 гг. XIX века как знак несогласия народа с откупной системой налогов на винную торговлю. Тогда волнения охватили более 30 губерний. Люди отказывались пить водку, закрывали и громили питейные заведения. Появились сначала единичные, а затем многочисленные случаи добровольного отказа от алкоголя. Верующие приходили в церковь, говорили священникам, что дают слово перед Богом не пить в течение определенного времени, затем целовали крест. Церковнослужители записывали имена людей, давших обет трезвости.

Правительство негативно отреагировало на подобное явление и даже обратилось к Священному Синоду с требованием прояснить ситуацию: действительно ли добровольно люди приходили в храмы, и не оказывалось ли на них давления со стороны священников. В ответ высший законодательный орган церкви выпустил постановление, в котором говорилось, что священники должны личным примером поддерживать возникшее у людей желание обходиться без употребления спиртных напитков, а также проповедовать пользу отказа от вина. Но вскоре после отмены причины волнений – откупной системы – акции протеста постепенно прекратились.

Следующий этап борьбы за трезвость начался спустя десять лет – в 1872 году с переездом выдающегося просветителя профессора Московского университета С. Рачинского на малую родину в Смоленскую губернию. Он стал основоположником русской православной трезвости. Но сначала Рачинский занялся образованием крестьянских детей, учительствовал в обычной сельской школе. Спустя 20 лет, будучи убежденным противником спиртного, вместе с учениками основал первое в России общество трезвости, а через несколько месяцев принял в церкви обет отречения от алкоголя.

Это вызвало негативную реакцию местных священников, которые раскритиковали нововведение, посчитав его вмешательством в церковную жизнь. В защиту инициативы С. Рачинского выступил К. Победоносцев, который добился от Синода разрешения на проведение ритуала отречения. Церковные власти также разработали и утвердили порядок, как проводить обет трезвости.

Преимущества и особенности

У многих неосведомленных людей часто возникает непонимание по поводу этого ритуала. Основной вопрос – почему он разрешен, ведь православная вера запрещает всякого рода клятвы и зароки? В этом случае следует обратиться к специалистам. Они говорят, что разница между клятвой и обетом состоит в том, что в первом случае человек доказывает свое намерение и правоту, уповая только на собственные силы, а Всевышнему отводится лишь роль наблюдателя. Когда же дается обет, человек признает свою слабость и просит Бога помочь в осуществлении задуманного. Священники предупреждают, что без покровительства Бога у человека не хватит душевных сил сдержать слово. Действенность обряда, по их мнению, состоит в том, что когда к желанию человека избавиться от алкогольной зависимости присоединяется религиозная составляющая, это становится более мощным фактором выполнить обещание: у человека, давшего слово, появляется чувство ответственности перед Богом; мотивация становится сильнее, работающей более длительное время; он обретает силы для преодоления зависимости, так как чувствует, что находится под покровительством Всевышнего, который всегда поможет в минуту слабости; верующий легче и радостнее переносит отказ от спиртного. Он воспринимает происходящие изменения не как трудность или испытание, а как очищение, путь к светлой и правильной жизни. Да и статистика говорит сама за себя: случаи срывов среди верующих, принявших обет трезвости, почти в три раза меньше, чем при обычном лечении алкоголизма.

Тонкости церемонии

Священники говорят, что давать слово Богу об отказе от алкоголя лучше в храме. Обет, данный дома перед иконами, – это слово самому себе. Но чтобы Всевышний взял человека под свое покровительство, его надо закрепить церковной церемонией. Слова, произнесенные в присутствии других людей, становятся более значимыми.

Никаких строгих ограничений по длительности времени действия обета нет. Человек сам определяет время, сколько не будет употреблять спиртных напитков: месяц, год, пять лет или же до конца жизни.

Священнодействие проводится в торжественной обстановке с участием, помимо церковнослужителя, членов общества трезвости, родных и близких. Вся атмосфера ритуала подчеркивает значимость события, обязательность выполнения слова, данного Богу.

Человек читает специальную молитву, которую сопровождает пение церковного хора. По окончании священник произносит молитвы Всевышнему и Божией Матери. Затем следует обязательное наставление, вручается Обетная грамота, имя прошедшего церемонию заносится в книгу трезвенников.

Изначально обет трезвости задумывался как помощь непосредственно алкозависимым. Но сегодня к нему прибегают и люди, страдающие от табакокурения, а также желающие покончить с употреблением наркотиков.

Обет трезвости – замечательная традиция, возродившаяся в наше время. Слово, данное Богу в торжественной обстановке и в присутствии свидетелей, заставляет ответственнее отнестись к решению отказаться от пагубных пристрастий.

Анастасия Дубовская, alcogolizm.com

Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение