«Театр – это бесконечное количество миров»

Сегодняшняя героиня интервью «Тюменской губернии» - режиссер и театральный педагог Марина Владимировна Жабровец. Она воспитывает будущих театральных деятелей на кафедре театральной режиссуры Тюменского государственного института культуры, является директором Международного молодежного театрального фестиваля "Живые лица". Марина Владимировна рассказала об особенностях театрального искусства и обучения ему, о потребности молодежи реализовывать себя через театральное действо и о том, почему театр никогда не устареет.

 «Театр – это бесконечное количество миров»

- Вы всю жизнь посвятили театру. Сейчас есть другие, более современные виды творчества, формы искусства. Не разочаровались ли вы в своем выборе?

- Театр зацепил меня с детства. Я рано-рано решила, что буду театральным режиссером. С шестого класса уже пробовала ставить спектакли и сценические отрывки с одноклассниками, вместе с отцом (он был журналистом и много писал о театре) смотрела практически все постановки тюменского драмтеатра и столичных гастролеров, с сестрой-близняшкой устраивала всевозможные театрализованные игры и дома и во дворе с друзьями. С восьмого класса уже целенаправленно готовилась к поступлению в ГИТИС. Театр максимально включал в себя все то, что мне было особенно близко: литературу и ее интерпретации, историю прошлых веков, вымысел, фантастику, сказку, перевоплощение, азарт игры, живое общение с людьми, возможность инициативы и лидерства. До сих пор никакой другой вид деятельности, никакое иное искусство этого мне дать не могут. Театр – это даже не целый мир, а больше, так как предполагает сотворение бесконечного количества миров по своему желанию и умонастроению. Разве это не чудо? В этих мирах ты не один, а со своими друзьями-актерами, со своим зрителем. Законы этого мира ты устанавливаешь сам и живешь по ним и отвечаешь за все сам. Театр дает гармонию и уверенность в своих силах и ощущение, что от меня в этом мире хоть что-то зависит.

- То есть, ваша детская мечта о будущей профессии сбылась?

- Не все вышло так, как задумывалось в детстве. Почти всю свою жизнь я занимаюсь не столько режиссурой, сколько педагогической работой – преподаю режиссуру и актерское мастерство в Тюменском институте культуры, то есть делаю то, о чем никогда не мечтала. Но для меня это еще интереснее! Ведь, помимо постановочной работы, я воспитываю будущих режиссеров театральных студий. Участие в становлении творческой личности – это творчество в квадрате.

- В Тюмени сейчас много молодежных театров-студий. Есть ли какие-то специфические особенности у молодежного студийного театра?

- Конечно. Театр-студия творит абсолютно свободно, практически в бесцензурном пространстве. Никаких препон, никаких бюрократических указаний. Никто не в праве прийти и сказать: вот это ты должен ставить, а это нет. Вся ответственность - на руководителе студии. Он набирает и воспитывает свою команду, обращает их в свою веру, сам выбирает драматургический материал, место постановки... Он может делать всё, что хочет - свободно и по любви.

- Есть в жизни что-то, что подвластно передать только средствами театра?

- Театру подвластно всё. Театральная условность и игра может создавать такие иллюзии, какие даже самой развитой технике не под силу. Помимо иллюзии, в театре есть правдаживого,сиюминутного общения актеров и зрителей, живое дыхание, обмен энергией. Поэтому театр бессмертен.

- Что вам сегодня интереснее всего в театре, что кажется наиболее современным?

- Театр не перестает удивлять. Он меняется вместе с жизнью. Современность у театра в крови. Мне очень интересна именно эта изменчивость. Не могу сказать, что я приверженец какого-то определенного стиля или направления. Например, с огромным любопытством воспринимаю всё новое, что перенимает театр от современных визуальных, компьютерных технологий и искусств, и в то же время с увлечением погружаюсь в иммерсивный театр – это театр, создающий эффект присутствия. Здесь зритель непосредственно погружается в мир спектакля, он может не только видеть и слышать спектакль, а ощутить его изнутри - испытывать тактильные ощущения, запахи и так далее. Сейчас столько всего нового! Театр светоживописи, форум-театр, суп-театр, документальный театр, сторителлинг... не перечислить. Всегда побуждаю своих студентов раздвигать горизонты, слышать и узнавать, чем дышит современный театр.

- Кому вы могли бы порекомендовать поступать к вам на курс? Какие трудности ожидают студентов?

- Мне всегда ближе те студенты, которые обладает даром ученичества, то есть не закостенелые, а открытые всему новому, любознательные, готовые пересматривать свои прежние взгляды, сомневаться, разрушать стереотипы. Творчество без этого невозможно. Очень важны способность к эмпатии (сопереживанию), сострадание, неравнодушие - когда чувствуешь чужую боль не менее остро, чем свою. Без этого к чужой душе пробиться невозможно, будь-то душа автора, персонажа, собратьев по цеху, зрителей. Трудолюбие и лидерские качества тоже приветствуются. Трудности неизбежны, но если любишь свое дело, то даже муки - в радость. Это особые «родительские» муки. Когда выращиваешь любимого ребенка, разве при этом тяготишься им? Рождение роли, спектакля, этюда, творческого коллектива – то же самое. Ты отдаешь себя, тратишься, не считаясь ни с чем, но сторицей получаешь взамен.

- Что самое радостное и самое сложное в вашей работе?

- Самое сложное, когда приходят на курс чужие люди, а тебе предстоит сделать их родными и близкими, единомышленниками-коллегами, а через 4-5 лет, когда все это произошло, и ты начал испытывать счастье совместного творчества, расстаться с ними и начать всё сначала. Утешает только то, что потом многие успешно продолжают наше общее дело.

- Вы десятый год являетесь директором международного молодежного театрального фестиваля «Живые лица». Можно ли уже подвести некоторые итоги? И трудно ли делать фестиваль в Тюмени?

- Да, в 2009 году Тюменский государственный институт культуры учредил этот фестиваль и доверил мне быть его директором. Очень ответственное и почетное дело. За десять лет фестиваль поспособствовал профессиональному становлению многих замечательных режиссеров, которыми теперь гордится наш город и не только: Наталья Шурганова, Любовь Лешукова, Данил Чащин, Никита Бетехтин, Артем Васильев, Юрий Демчук, Анна Зуммер, Александра Балецкая, Александр Шипицин и другие. Все они мои выпускники, птенцы кафедры театральной режиссуры. Благодаря им появилась целая плеяда интереснейших молодежных театров, спектаклей. Практически все из них уже и в нашем жюри успели поработать и в качестве соорганизаторов фестиваля, и давали мастер-классы для новой смены участников фестиваля. «Урожай» у нас богатый и репутация сложилась замечательная. В прошлом году мы принимали театры из Австрии, Польши, Армении. На нынешний фестиваль приедут коллективы из Испании, Германии. За полгода до начала фестиваля (он проводится в конце октября каждого года) начинают приходить заявки из городов России: Томска, Архангельска, Москвы, Санкт-Петербурга и многих других. Сбор и обработка заявок только-только началась. Фестиваль, конечно, делать очень трудно, но мне помогает верная и слаженная команда помощников, в основном выпускников кафедры. Некоторые уже десять лет со мной стоят плечом к плечу. Всегда помогают, помимо родного вуза, министерство культуры России, департамент по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике и департамент культуры Тюменской области, молодежный театральный центр «Космос», депутат областной Думы Дмитрий Новицкий. Они - полноправные соавторы фестиваля! Хочется заметить, в последние годы у нас явно наметился плодотворный контакт между молодежными театрами и тюменскими властями. Это очень обнадеживает. Ведь молодежь главное немного поддержать, а дальше она сама, благодаря энтузиазму и энергии, будет двигаться и двигать искусство вперед.

Наталья Аверина

Фото из архива М. Жабровец

Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение