Увидеть Крым и не умереть, или Как маленькая тюменка Алиса Суразакова Тавриду покоряла Часть 5

Начало в номерах 310, 311, 312, 313

Увидеть Крым и не умереть,  или Как маленькая тюменка Алиса Суразакова Тавриду покоряла  Часть 5

13 шаманка из рода Чапты

 Алису мы с Леной «нашли» в Горном Алтае, в родовом селе Аскат, где живут духи моих древних алтайских предков по отцовской крови.

Умирая, мой папа, Валерий Ильич Суразаков, сказал мне: «Сынок, я не успел, но ты, уверен, сможешь отыскать наши корни. Мне известно, что в Горно-Алтайске есть институт Алтаистики имени Сазона Саймовича Суразакова – это мой троюродный дядя, который умер ещё в 80-х годах. Он наш родственник – об этом мне говорил мой отец. Я всегда хотел узнать, кто я, мечтал съездить туда, найти родственников, познакомиться с ними, но всё никак не было свободного времени… Пообещай мне, что найдёшь наши корни и узнаешь, кто мы?».

После похорон отцовское завещание стало смыслом моей дальнейшей жизни.

В комитете по делам национальностей Тюменской области, используя карту «Народов и народностей России», я выяснил, что все народы мира поделены на большие этнические Семьи, среди которых существует и так называемая Алтайская Семья, куда входит более 82 народностей тюркского происхождения.

Оставалось найти среди них свою.

Интернет живо дал мне контакты управления по информации и связям с общественностью (ныне - комитет по информационной политике, межнациональным отношениям и связям с общественностью) Правительства Республики Алтай, и вскоре я говорил по телефону с его начальником Татьяной Корминой.

- Как ваша фамилия, вы сказали Суразаков?! – переспросила Татьяна Григорьевна. – Так вы – наш!

И вот уже скорый поезд мчит меня по Транссибирской железнодорожной магистрали – Великому Сибирскому Пути, - спасибо императору Николаю II за то, что построил, и тюменскому вице-губернатору Сергею Сарычеву за то, что помог с экспедицией по официальному приглашению Правительства Республики Алтай.

Там меня уже ждали. В двухкомнатной квартире на первом этаже панельной пятиэтажки в Горно-Алтайске - Туулу Алтай, лежащем в межгорной котловине в окружении невысоких, но очень выразительных своими нежными линиями гор, в назначенный час собрались люди, которые ждали моего появления. Я не заставил себя долго ждать и в точную минуту в сопровождении Татьяны Корминой, ставшей на время моим добрым гидом, вошёл в квартиру.

Пожилая бабушка невысокого роста протянула ко мне свои теплые руки, заглянула в глаза и сказала: «За три дня, чую, печенка затряслась, значит, кто кровный едет издалека». Мы обнялись, и остальные незнакомые люди, от которых тут было тесно, стали обнимать меня…

А через год в родовых угодьях Чапты (самоназвание рода от алтайского «чаап» - «детёныш косули») в селе Аскат, расположенном в долине реки Катунь к югу от Горно-Алтайска, в гостях у художника-альпиниста Бориса Суразакова собрался большой круг потомков, пошедших от Суразака – одного из 9 родовых шаманов, который жил в предгорьях родовой горы Чаптыган в начале семнадцатого века, и давал добро на поселение там пришлым людям. Туда-то я и привёз Лену с сыновьями.

Там мы «нашли» Алису Суразакову.

Когда через 9 месяцев она явилась на свет в Тюмени, я ужаснулся - настолько страшным был тот младенец, как будто из глубины веков явилась древняя шаманка – 13 по счёту из рода Чапты.

Катунь в Аскате 2009 г.jpg

Река Катунь, с. Аскат, Чемальский р-н, Республика Алтай. 2009 г.

Сазон Саймович Суразаков.jpg
Барельеф на стене института Алтаистики в Горно-Алтайске

борис surazakov.jpg
Борис Суразаков

(продолжение следует)

Сергей Суразаков

Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение