Владимир Пискайкин: «Грамотное сочетание набора прав и обязанностей - основа для создания эффективного законодательства»

(Продолжение публикации материалов круглого стола на тему «Депутат Тюменской областной Думы в системе государственной власти». Начало в номерах: 364, 365)

Владимир Пискайкин: «Грамотное сочетание набора прав и обязанностей - основа для создания эффективного законодательства»

Георгий Эргемлидзе: Вопросы? Пожалуйста, господин Чепик.

Александр Чепик, депутат Тюменской городской Думы:Добрый день всем. Игорь Николаевич [Халин], ваше выступление было интересное. Столько там тезисов интересных прозвучало. Я бы хотел бы к вам обратиться как к председателю Избирательной комиссии Тюменской области, в том числе и как к субъекту законодательной инициативы, вы ведь обладаете правом законодательной инициативы.

Вот в своем выступлении вы сказали, что у нас сложное избирательное право и даже члены Центральной избирательной Комиссии не всегда в нем разбираются. Так не проще ли пойти на упрощение системы в нашей Тюменской области. Не проще ли пойти по пути упрощения избирательной системы? Ведь низкая политическая активность связана не с тем, что люди не встречаются с избирателями, а с тем, что некоторые партии, особенно несистемная оппозиция не могли зарегистрироваться (вот на этих выборах я сам столкнулся). Собирали подписи или еще что-то делали.

Ведь во многих странах вообще участие в выборах носит уведомительный характер и только у нас заявительный. Должны собираться масса документов. Почему мы решаем (не мы, точнее, а вы -  Избирательная Комиссия - вы решаете) за людей, за избирателей, достойна партия участвовать в выборах или недостойна? Избиратели сами решат. Была неплохая система, что если не набрал кандидат три процента, то он должен возместить расходы по выборам. Вот таким фильтром мы будем отсеивать тех кандидатов, которые невостребованы, но не ставить им препоны. Это первый момент.

И второй момент. Вы сказали о том, что судимых - не допускать до выборов. Вот я эту вещь не понимаю. У нас если человек получил какой-то срок, отсидел, его судимость погашена – он же в таких равных правах находится с теми, кто и «не сидел». Почему мы должны их ограничивать. Я говорю про избранного нашего депутата Государственной Думы Павла Сергеевича Дорохина. Да, у него есть судимость, но его поддерживают люди, его избиратели, а голосовали тысячи человек. И почему мы должны ущемлять его права? Поясните, пожалуйста, это вопрос?

Игорь Халин,председатель Избирательной комиссии Тюменской области:Сразу скажу – это ко мне не совсем по адресу. Мы, прежде всего, орган правоприменительный. Пока у нас существует такое законодательство, соответственно, мы этот порядок и будем реализовывать.

Во–вторых, я вам перечислил партии: «Яблоко», «Патриоты России», Партия Роста - они все регистрировались по подписям, они собирали подписи, они предоставляли документы, и они шли на выборы. Почему они смогли это сделать, а остальные политические партии (по-моему, мы всего трем партиям отказали) не смогли? Так они даже не попытались выполнить требуемые по закону процедуры. Еще раз подчеркну партия «РОТ-Фронт» не предоставила ни одной подписи! Не то что пакет документов, а вообще - ни одной. Когда я Александру Киприяновичу стал задавать вопросы, он сказал: «Так вы всё равно же нам откажите». Но попытку-то сделать надо было, надо было обозначить себя.

Что касается судимости кандидатов. Я сказал, какая тенденция существует на сегодняшний день со стороны, прежде всего, Центральной Избирательной Комиссии и со стороны ряда федеральных структур. Есть такое предложение. А если мы посмотрим в составе действующего депутатского корпуса тех, которые привлекались к ответственности, но вполне успешно прошли компанию и вполне успешно были избраны. Может быть, это иллюстрирует ваши выкладки и мысли, но в целом я говорю, что тенденция идет к тому, чтобы всем партиям рекомендовать воздерживаться от включения таких людей в партийные списки и от выдвижения их по одномандатным избирательным округам. Я еще раз говорю, - это не мое предложение. Это тенденция, которая складывается сегодня.

Александр Чепик: Но получается, что мы ущемляем законные права людей. Ну и что, что судимый?

Игорь Халин: Мы с такой законодательной инициативой не выходим. Не закрепляем. Если будет такая инициатива и её поддержат – будем выполнять. Все понятно.

И ещё я хочу заметить, что не сама судимость является преградой для участия в выборах, а факт не указания её в документах, представляемых на регистрацию. Это касается и того случая, который вы привели. Снимают с регистрации не за наличие судимости, а за факт сокрытия её. Понимаете, да? А что касается «судим - не судим» – это партийные организации решают самостоятельно и независимо.

Владимир Пискайкин: Кто-то и имущество не указывает - то же самое.

Георгий Эргемлидзе: Я думаю, по этому вопросу мы более-менее разобрались. Есть предложение перейти к следующей теме. Слово предоставляется Владимиру Юрьевичу Пискайкину. Тема его выступления: «Статус депутата Тюменской Областной Думы – вопросы реализации полномочий». Пожалуйста, Владимир Юрьевич.

Владимир Пискайкин: Уважаемые коллеги, совсем недавно, 12 декабря, была очередная годовщина Конституции, по которой живет страна, и которую, по непонятным причинам, перестали чествовать достойным образом. А ведь именно Конституция РФ 1993 года определила, что единственным источником власти в Российской Федерации является народ, который осуществляет свою власть непосредственно на референдумах и через представительство, избирая органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Депута́т (от лат. deputatus – посланный) – лицо, выбранное группой граждан в органы власти. Депутатом можно стать при выборах по партийным спискам или выборах из списка кандидатов и в округах по территориям. Задачей депутата, в общем случае, является представление интересов граждан-избирателей во властных структурах, защита их прав, закреплённых в Конституции и законах.

Представительство - это связующее звено между правовым государством и гражданским обществом. Представительная функция является производной от взаимоотношения между народом как субъектом власти и его представителем в органе государственной власти. Представительная функция превалирует над функцией законодательной, поскольку законам придает высшую юридическую силу только воля народа, которая и должна излагаться  в этих законах.

27 июня 1994 года вступил в силу Закон №1 Тюменской области «О статусе депутата Тюменской областной Думы», принятый Тюменской областной Думой 15 июня 1994 года. Видите, как серьезно относились тогда к статусу депутата. В Статье 1 этого закона раскрыто понятие «депутат областной Думы»: «Депутатом областной Думы (в соответствии с настоящим Законом) является избранный народом представитель области, наделенный в законодательном порядке полномочиями осуществлять законодательную власть в областном органе представительной власти. Депутаты областной Думы работают на профессиональной постоянной основе или без отрыва от основной деятельности».

Что такое «избранный народом представитель области»? Каким «народом», какой «области» не указано. Почему «избираемый народом» является «представителем области»? На наш взгляд, тоже не очень понятно.

Получается, что законодательство субъекта Федерации называет регионального депутата «представителем», но не поясняет, кого он представляет: территорию, народ, население, жителей, избирателей? Избиратели и жители не совпадают, многие могут не голосовать за депутата, иметь разные политические взгляды.

Идея представительства строится на том, что (в идеале) граждане не должны «заморачиваться» государственными делами, перепоручая эти дела тем лицам, которые по своему образованию, положению, опыту, репутации наилучшим образом могли бы их решать, при этом, не подпадая в зависимое положение от бюрократического механизма, чиновничьего корпуса.

С помощью органов народного представительства, народ в целом может развивать демократию, обеспечивать публичный диалог о путях развития общества, о выборе способов и средств решения задач и проблем.

Современный парламент должен быть центром, где сходятся политические идеи, имеющие поддержку в народе, который преобразует эти идеи общественного устройства в конкретные законодательные акты.

Таким образом, данное положение, на мой взгляд, требует уточнения и более определенных формулировок.

В Статье 2. «Полномочия депутата» - указывается, что «полномочия депутата областной Думы определяются Конституцией» и т.д. и указано – «интересами избирателей».

И здесь встает закономерный вопрос: каких избирателей? Непонятно. Простых? Высокопоставленных? Насколько свободен депутат? Действует ли в отношении него принцип свободы мандата, если он рассматривается представителем всего народа? Могут ли даваться парламентарию обязывающие наказы? Возможен ли отзыв парламентария избирателями?

Статья 3 - «Срок полномочий депутата Тюменской областной Думы» - указывает, что «Полномочия депутата возникают со дня избрания депутатом областной Думы и прекращаются в день избрания депутатов областной Думы нового созыва». Из содержания статьи следует, что депутат отозван быть не может. Как быть тогда со случаями, аналогичными бегству депутата Коробова, который почти год получал зарплату, не появляясь в Думе?

Считаю необходимым: дополнить статью пунктом о прекращении полномочий депутат, местонахождение которого неизвестно в течение, например, трех месяцев.

В законе есть Статья 6 - «Депутатская этика»: «Депутат областной Думы обязан соблюдать правила депутатской этики. Ответственность за нарушение правил депутатской этики определяется Регламентом Тюменской областной Думы». Но опять возникают вопросы, почему Регламент решает вопросы ответственности? Регламент - это просто порядок решения вопросов, процедура, но никак не норма материального права.

Депутат имеет некоторые привилегии. В Государственной Думе - больше, в областной - чуть меньше, но мы все знаем, что существуют:

- парламентский индемнитет – запрещение преследования депутата за все действия, совершенные им при исполнении депутатских обязанностей: речь в парламенте, голосование, участие в комиссиях и т. д. Никто не может привлечь депутата к ответственности за эти действия даже после истечения депутатских полномочий.

- парламентский иммунитет, означающийнеприкосновенностьпарламентария, которая представляет собой одну из важнейших гарантий его статуса. Она имеет целью, прежде всего, оградить парламентария от уголовного преследования со стороны исполнительной власти под ложными предлогами. Ведь если уголовное дело возбуждено и к парламентарию применены меры пресечения (включая возможный арест), то пока суд разберется, пройдут месяцы, в течение которых парламентарий не сможет работать в палате. Поэтому парламенты еще в период борьбы с королевской властью добились для своих членов такого иммунитета.

Статья 20 - «Неприкосновенность депутата областной Думы» - предусматривает, что «Депутат областной Думы в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий.

Депутат областной Думы не может быть привлечен к ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе и по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда со стороны депутата были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом».

Здесь мы видим какие-то исключения: «оскорбление», «клевета», но, простите, к этим составам можно подогнать всё что угодно, в том числе политическую борьбу, поскольку одни политические взгляды противостоят другим и могут восприниматься как клевета и оскорбления.

Может, здесь стоило бы добавить, что только в том случае, если они – клевета, оскорбление - касаются конкретной личности, а не каких-то, например, социальных слоев.

Депутат, безусловно, имеет специальные права: право на вознаграждение и возмещение служебных расходов, пенсионные льготы, право на участие в деятельности парламента, право депутатского запроса, право на внеочередной приём у должностных лиц, право законодательной инициативы…

Традиционно признанным является мнение, что основная форма деятельности депутата – участие в заседаниях парламента, комитетов и комиссий, в парламентских слушаниях. Полномочия депутата должны обеспечивать деятельность парламента в целом и к числу таких полномочий могут относиться: право и обязанность участвовать в заседании парламента, право голоса при обсуждении вопросов, право вносить предложения по повестке, право выступать с докладом, право участвовать в прениях, обязанность соблюдать этические нормы и регламент, право на объединение, право на работу в избирательном округе. Право в правовом государстве может быть реализовано через внятные, понятные и рациональные процедуры.

Депутат должен иметь возможность изучать общественное мнение, иметь возможность приема граждан, рассматривать предложения, заявления, жалобы, принимать меры по обеспечению защиты прав, свобод и интересов, информировать избирателей через СМИ. Закон предусматривает все эти права. Например, Статья 11 - «Право законодательной инициативы депутата»: «Депутат имеет право законодательной инициативы, осуществляемой в форме внесения в областную Думу. Законодательная инициатива подлежит обязательному рассмотрению в областной Думе в порядке, установленном Регламентом Думы».

Но тут же выясняется, что в Регламенте есть пункт, согласно которого, законопроект не рассматривается при наличии более двух отрицательных заключений. Видите, как ловко? То есть можно, но нельзя.

Интерес вызывает Статья 15 - «Депутатский запрос»: «Депутат, группа депутатов, вправе обратиться с депутатским запросом к должностным лицам». Но, оказывается «запрос вносится на заседание Думы в письменной форме, и решение по нему принимается большинством голосов от установленного числа депутатов областной Думы». Тогда получается, что это запрос всей Думы, а не отдельного депутата, и эта норма нуждается в отмене.

Таким образом, анализируя все эти нормы закона можно видеть, что закон различает депутатов областной Думы, работающих на постоянной основе и депутатов, работающих без отрыва от основной деятельности.

А если депутат пенсионер или безработный, или стал таковым в процессе депутатской деятельности, какая у него основная деятельность? Вопрос? Получается, что закон не учитывает все возможные случаи.

Мы бы полагали, что в этом случае депутат должен иметь возможность поступить на оплачиваемую должность, зарплата по которой должна позволять ему достойно выполнять свои функции.

Права депутата тесно переплетаются с обязанностями: посещать все заседания парламента, соблюдать парламентскую дисциплину, работать в составе комитетов и комиссий, подавать декларации, работать в округе и другие.

Депутату запрещается участвовать в сделках с государственным имуществом, участие в руководстве юридических лиц, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, иметь счета в банках за рубежом.

Граждане зачастую рассматривают депутата как специалиста по решению коммунальных и других жизненных проблем, хотя основная его задача – создание законов, при которых эти проблемы могли бы решаться автоматически, в соответствии с финансовыми возможностями общества.

Поскольку постоянно знать волю своих доверителей невозможно, депутат обязан обсуждать с избирателями решение общих дел. Получая вместе с делегированием доверия политическую власть, депутат обязан решать все вопросы в интересах общего блага, пусть и в противоречии с частными пожеланиями тех или иных групп. Во имя достижения баланса интересов всего общества.

Интересы и потребности меняются в динамике, поэтому все должно приводиться к одному знаменателю.

Хоть депутат провозглашается абсолютно независимым, обычно депутат связан партийной дисциплиной. В парламенте существуют фракции, которые имеют свою особую дисциплину.

Грамотное сочетание набора прав и обязанностей - основа для создания эффективного законодательства.

На этом я закончу. Спасибо за внимание. Готов ответить на вопросы.

(Продолжение – в следующем номере)

Стенограмма – Иван Кулябин,

фото – Семён Комаров

 

Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение