Тема: «Депутат Тюменской областной Думы в системе государственной власти»

Дата проведения: 16 декабря 2016 года

Время проведения: 11:00-13:00

Место проведения: Малый зал заседания Тюменской областной Думы

Тема: «Депутат Тюменской областной Думы в системе государственной власти»

Владимир Пискайкин, заместитель председателя Тюменской областной Думы: Уважаемые коллеги, разрешите вас приветствовать на очередном заседании круглого стола на тему: «Депутат Тюменской областной Думы в системе государственной власти» по инициативе фракции депутатов СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ и регионального отделения политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Тюменской области.

Совсем недавно прошли выборы депутатов Тюменской областной Думы шестого созыва, депутатский корпус значительно обновился и, я думаю, что тема может быть интересна как впервые избранным депутатам, так и тем политическим силам, которые только планируют идти на выборы. Полезно, думаю, будет также и думским долгожителям.

В Тюменской областной Думе есть существенные изменения: аппарат Думы возглавила Анна Николаевна Кащук, много лет возглавлявшая управление Минюста в Тюменской области. Пожелаем ей удачи в работе.

Думаю, что в Тюменской областной Думе назрело много проблем, которые нуждаются в решении. И вот, что позволяет об этом думать. 24 ноября 2016 г. губернатор В. В. Якушев обратился с Посланием к Тюменской областной Думе, но в часовом выступлении он ни разу не упомянул Думу и не поставил перед ней никаких задач, хотя в целом поставленные задачи грандиозны.

Губернатор обозначил, что гражданственность, честность, профессионализм - главные драйверы дальнейшего развития. Он говорил о том, что надо уметь подняться над рутиной, посмотреть на себя со стороны. Да, мы активно развивались. Теперь мы должны обратить внимание на недостатки в продвижении.

По-новому выстраиваем отношения с партнёрами. Критерии - не отчёты, а реальность. Необходима концентрация интеллектуального ресурса области, приток мозгов, разум и воля, которые преодолеют кризис ментальности. Необходимо пересмотреть взгляд на СМИ. Никакой пропаганды, говорить с гражданами надо честно, никакой односторонности.

Я надеюсь, что Дума должна подготовить конкретные предложения к реализации Послания, полагаю, что круглый стол пройдёт успешно, нащупает и определит те подходы, которые должны использоваться в будущем, которые будут укреплять наши достижения. Спасибо.

Передаю слово модератору Георгию Ростомовичу Эргемлидзе.

Георгий Эргемлидзе: Уважаемые коллеги, действительно, тема круглого стола актуальна в свете последних событий. Каждый из вас при регистрации получил книжку, где мы собрали материалы, которые могут быть полезны депутатам и участникам нашего мероприятия и вообще в каждодневной деятельности.

IMG_5614.jpg

Повестка дня и порядок проведения круглого стола предполагает пять докладов по следующим темам: 1) «Тюменская областная Дума, основные полномочия и пределы компетенции»; 2) «Статус депутата Тюменской областной Думы. Вопросы реализации полномочий»; 3) «Законодательный процесс в Тюменской областной Думе. Основные стадии, региональные особенности процедур согласования и принятия законов»; 4) «Гражданская законодательная инициатива в Тюменской области. Правовое регулирование, проблемы, перспективы развития»; 5) «Депутатское расследование в Тюменской областной Думе как форма контроля над исполнением принятых областной Думой законодательных актов, постановлений, протокольных поручений».

Переходим к рассмотрению первого вопроса повестки дня и просим выступить с докладом руководителя аппарата Тюменской областной Думы Анну Николаевну Кащук. Анна Кащук, руководитель аппарата Тюменской областной Думы: Спасибо большое. Уважаемый Владимир Юрьевич, уважаемые участники круглого стола! На самом деле ту информацию, которую я хотела бы предоставить, она будет в качестве напоминания. Мы все эти нормы действующего законодательства знаем и так или иначе их реализуем в своей жизни.

Государственная власть в Российской Федерации на современном этапе осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти. Этот принцип закреплён в ст. 10 Конституции РФ. При этом важное значение для понимания природы взаимодействия трёх ветвей власти имеют закреплённые в данной статье положения об их самостоятельности. Этот принцип был выработан мировой практикой развития демократических государств. Суть его в том, что демократический политический режим может быть установлен в государстве при условии разделения функции государственной власти между самостоятельными органами государственной власти. Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трёх функции государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами, при этом ограничивая друг друга.

IMG_5618.jpg

Законодательные органы одновременно являются представительными органами, то есть представляющими и выражающими интересы народа - это органы, имеющие в субъектах РФ самые различные названия, избираются гражданами РФ и обладают исключительным правом на принятие законов. На территории Российской Федерации - это Федеральное Собрание, на территории субъектов РФ - это органы законодательной власти субъектов Российской Федерации. Эти органы состоят из определённого числа депутатов, которые образуют комитеты и комиссии, сами по себе не являющиеся органами законодательной власти. Так же не являются органами власти аппараты, создаваемые при органах законодательных органов законодательной власти. Они выполняют экспертную и подготовительную работу.

Органы законодательной власти наделяются определёнными полномочиями по контролю и участию в назначении должностных лиц, но основная всё-таки функция органов законодательной власти - это принятие законов.

Согласно статье 3 Устава Тюменской области, в систему органов государственной власти включены губернатор Тюменской области - высшее должностное лицо области, Тюменская областная Дума - законный представительный орган законодательной власти Тюменской области и правительство Тюменской области, возглавляемое губернатором области как высший исполнительный орган государственной власти области. Так же в эту систему включаются иные органы государственной власти Тюменской области.

Согласно ст. 27 Устава Тюменской области, областная Дума является постоянно действующим, высшим и единственным органом законодательной власти Тюменской области. Областная Дума осуществляет правовое законодательное регулирование на территории Тюменской области в рамках полномочий, установленных Конституцией РФ и непосредственно реализацией 72 и 73 статей Конституции РФ. В соответствии с нормативными актами Российской Федерации, Уставом Тюменской области нормативно-правовыми актами Тюменской области, договорами с органами государственной власти Российской Федерации, с органами Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и Ямало-Нененецкого автономного округа, а также с другими субъектами Российской Федерации.

Также хотелось бы напомнить, что история Тюменской областной Думы началась не на пустом месте. Её предшественником был Совет народных депутатов, который был образован в 1944 году и осуществлял свою деятельность целых полвека. До выхода указа Президента Российской Федерации в 1993 году и принятия решения Тюменским областным Советом народных депутатов 21 созыва о досрочном прекращении своей деятельности. Затем в результате состоявшихся в 1994 году выборов на Тюменской земле был создан новый законодательный орган государственной власти - Тюменская областная Дума. Сегодня она состоит из 48 депутатов, из которых 24 депутата избираются по спискам кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями и 24 депутата по одномандатным избирательным округам.

Ещё раз напомню, что депутаты избираются гражданами Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающими на территории Тюменской области, включая Ханты-Мансийский автономный округ-Югру и Ямало-Ненецкий автономный округ, на основании всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Срок полномочий законодательного органа, согласно нашему Уставу, определён в 5 лет. Областная Дума является правомочной, если в её состав избрано не менее двух третей от общего числа депутатов. Областная Дума обладает правами юридического лица и имеет гербовою печать.

Одной из особенностей формирования и работы Тюменской областной Думы является то, что её деятельность осуществляется в соответствии со стратегией деятельности областной Думы, утверждающейся на определённый созыв постановлением в соответствии с регламентом Тюменской областной Думы. Эта стратегия определяет задачи и приоритетные направления деятельности областной Думы.

Основной организационной формой деятельности Тюменской областной Думы является сессии, состоящие из заседаний Тюменской областной Думы и проводимых между ними заседаниями комитетов и постоянных комиссии и публичных депутатских слушаний. Заседания проводятся, как правило (это установлено нашим Уставом), не реже одного раза в месяц, и они полномочны, если на них присутствует большинство от установленного количества депутатов.

Я не буду рассказывать, как у нас проходят и собираются заседания. Всё это прописано в Уставе и Законе «Об основах организации деятельности Тюменской областной Думы» и в принципе повторяет весь тот порядок, который предусмотрен для всех законодательных органов Тюменской области.

Немаловажным фактором является определение в наших законодательных актах, что порядок деятельности Тюменской областной Думы определяется регламентом Тюменской областной Думы.

Наряду с заседаниями Думы проводятся заседания комитетов, постоянных комиссии, советы Думы, депутатские слушания, согласительные комиссии, конференции, круглые столы и другие мероприятия. Эти мероприятия также определяются регламентом работы Тюменской областной Думы.

В соответствии с Уставом Тюменской области и согласно закону об основах организации законодательного органа, областная Дума образует из числа депутатов комитеты и постоянные комиссии областной Думы. Соответственно компетенция комитетов и постоянных комиссии определены и в законе, и Уставе, повторяться не буду.

Что касается аппарата Тюменской областной Думы и управления делами областной Думы, которые создаются на профессиональной основе для осуществления законотворческой и контрольной функции, а также информационного, материального, финансового организационно-технического обеспечения деятельности областной Думы. Деятельность и аппарата Думы, и управления делами Думы также осуществляется в соответствии с регламентом Тюменской областной Думы. Структура штатной аппаратной численности определяется Тюменской областной Думой и утверждается соответствующим актом.

Что касается полномочий законодательного органа, то следует сказать, что в теории права в принципе все полномочия законодательных органов можно разделить на несколько видов. Как правило, к полномочиям законодательных органов относят законодательные полномочия, обеспечивающие выполнение главной функции - это принятие законов. Это, как правило, находит решение в принятии любого закона в пределах полномочий и в том числе принятие основного закона (в данном случае Устава области) и внесение изменений в него. Так же есть полномочия в области финансов - это, прежде всего, полномочия парламента по утверждению бюджета, доходов и расходов государства и установление налогов, принятия законов об установление налогов в пределах предоставленных полномочий и, соответственно, установление льгот и предоставление этих самых льгот. Финансовые полномочия входят в компетенцию парламента. Так же входит в его компетенцию и утверждение отчётов правительства (в нашем случае согласно Уставу, отчёта губернатора Тюменской области) об исполнении бюджета. В редких случаях относятся полномочия к принятию решений внешних и внутренних займов государства (в данном случае нашего субъекта), создание внебюджетных фондов.

Так же регламентируются полномочия по формированию других высших органов государственной власти. В одних случаях парламент самостоятельно решает эти вопросы, а в других - даёт своё согласие. Есть полномочия по контролю органов исполнительной власти и высших исполнительных органов. Как высший орган народного представительства парламент наделён такой функцией. Особенно важное место занимает здесь контроль парламента за деятельностью исполнительных органов государственной власти. Здесь речь можно вести о возможных вопросах, связанных с депутатскими расследованиями, о заслушивание той или иной информации.

Так же полномочия можно распределить по принципу на полномочия по ратификации определённых договоров, которые заключается непосредственно с субъектом Российской Федерации, с Тюменской областью.

Есть полномочия по назначению референдума. Это отражает тот факт, что во многих странах, согласно Конституции, только парламент, либо парламент и ирезидент или иной глава государства имеет право назначения референдума. А в нашем случае порядок проведения референдума и назначения референдумов определено в Уставе Тюменской области.

Есть также ряд судебных или квазисудебных полномочий. Это, как правило, право парламента осуществлять процедуру так называемого импичмента. Право возбуждения перед судебными органами обвинения против определённых лиц. У нас тоже такое полномочие есть. По поводу недоверия и так далее.

Согласно нашему закону об организации законодательного органа, полномочия нашей Тюменской областной Думы определены по двум основным принципам. Это полномочия, которые установлены в сфере законодательного регулирования так называемой законодательной деятельности областной Думы. В рамках этих полномочий Дума принимает Устав, вносит изменения в Устав, принимает законы по вопросам в компетенции субъекта Российской Федерации Тюменской области, принимает законы по вопросам областного бюджета, основ организации деятельности Тюменской областной Думы, организации деятельности органов местного самоуправления в рамках предоставленных на утверждение программ социального развития, установления налогов и сборов, утверждения бюджетов государственных фондов, установления порядка и распоряжение собственностью, утверждения заключаемых договоров в Тюменской областной Думе. И ряд других.

Так же статья 20 закона предполагает полномочия областной Думы по организационным вопросам и осуществления контрольных функций. Это статья у нас определяет практически все остальные полномочия, которые не относятся к законодательной сфере. К их числу относятся назначение выборов в областную Думу и губернатора Тюменской области, назначение даты проведения референдума, назначения или освобождения от должности председателя областной Думы, его заместителей, образование или упразднение органов, утверждение стратегии Тюменской областной Думы, досрочное прекращение полномочий депутатов, предусмотренных законодательством. К этим полномочиям относятся также принятие решения об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, а также в другие суды, внесение на рассмотрение Президентом Российской Федерации и Правительством России проектов нормативно-правовых актов, принятие которых находится в компетенции Президента и Правительства РФ, согласование кандидатур на должности руководителей территориальных федеральных органов, в случаях, предусмотренных федеральным законом, представление ряда наград, установленных действующим законом Тюменской области, в том числе звания Почётный гражданин Тюменской области, почётная грамота и благодарственное письмо Тюменской областной Думы. Ну и ряд других полномочий, которые установлены Уставом и законом об организации законодательного органа.

 

(Продолжение - в следующем номере)

 

Стенограмма – Иван Кулябин

Фото – Семён Комаров

Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение