Глеб Трубин: «Что предлагаю я: четко, конкретно и коротко – это парламентское расследование»

(Материалы круглого стола на тему «Депутат Тюменской областной Думы в системе государственной власти». Окончание. Начало в номерах: 364, 365, 366, 367, 368)

Глеб Трубин: «Что предлагаю я: четко, конкретно и коротко – это парламентское расследование»

Георгий Эргемлидзе, ведущий:Слово предоставляется Трубину Глебу Александровичу, депутату Тюменской областной Думы, руководителю фракции ЛДПР. Он выступит на тему «Депутатское расследование в областной Думе».

Глеб Трубин, депутат Тюменской областной Думы, руководитель депутатской фракции ЛДПР: Добрый день, коллеги. Что предлагаю я? Абсолютно четкое и конкретное предложение, то, что сегодня необходимо, на мой взгляд, Тюменской областной Думе и депутатскому корпусу. Четко, конкретно и коротко – это парламентское расследование. Это форма и способ парламентского контроля. Она предусмотрена законодательством ряда стран, в том числе и нашей страны. Право парламента на проведение такого расследования осуществляется через создание специальной комиссии по расследованию преступлений особой значимости.

В России институт парламентского расследования введен 196 Федеральным законом «О парламентском расследовании». Предмет парламентского расследования, согласно этому закону, ограничен грубым массовым нарушением конституционных прав и свобод, обстоятельствами, связанными с природными и техногенными катастрофами. В 81 регионе РФ закреплена данная норма: депутатское расследование как парламентская форма контроля. И в 18 субъектах РФ приняты базовые законы о депутатском расследовании. В них как раз регулируется правоотношения, связанные с осуществлением депутатской деятельности по проведению депутатского расследования, устанавливаются основание для проведения депутатского расследования, его организационной формы и основные положения, касающиеся процедуры депутатского расследования. А так же права и обязанности должностных лиц и граждан, привлекаемых к депутатскому расследованию.

Что в Тюменской области? В Тюменской области установлено статьей 8 Закона Тюменской области, что областная Дума осуществляет контроль за исполнением законов Тюменской области на заседании Думы в форме заслушивания отчетов, обсуждения результатов депутатских запросов, депутатских расследований, анализа истребованной информации и иными способами также в процессе работы комитетов и постоянной комиссии. Также статья есть 100 и 108 Регламента Тюменской областной Думы, где закреплено такое понятие как «депутатское расследование».

Но когда возник вопрос о конкретном правоприменении этой нормы, то возникли проблемы. В частности, фракция ЛДПР вышла с инициативой провести депутатское расследование в отношении «Корпорации «Развитие», потому что мы видим, что наши три субъекта вложили почти 30 миллиардов рублей в данную Корпорацию, деньги огромные, а эффективность Корпорации вызывает множество вопросов. Мы говорим: «Давайте сделаем депутатское расследование». Как оказалось, всех правовых нюансов: как провести такое расследование, кто может провести данное расследование - такого нет. Мы говорим: «Давайте через комитет». Комитет нам отказал. Мы говорим: «Хорошо, давайте через фракцию». Оказалось, что фракция не может быть инициатором депутатского расследования. Вот отдельные депутаты могут быть, а фракция не может быть.

Хорошо, что мы предлагаем сегодня, во-первых, на Круглом столе поддержать инициативу фракции ЛДПР. Мы ее уже отправили по Регламенту, как следует. Наше предложение заключается в том, чтобы, как непосредственно, так и через депутатские фракции можно было осуществлять контрольную деятельность в форме депутатского расследования. Для этого необходимы изменения следующих статей Регламента Тюменской областной Думы: 31, 100, 108. Также проектом закрепляется: «депутатское расследование является одной из форм контроля принятых областной Думой законодательных актов, постановлений, протокольных поручений за наблюдением законодательства Тюменской области и приводится в целях: укрепление демократического порядка организации функционирования государственной власти и местного самоуправления, информирование общества об обстоятельствах и причинах негативных событий, имеющих общественную значимость, а также выработки рекомендаций по устранению последствии таких событий и их недопущению. Депутатское расследование проводится в пределах полномочий областной Думы (что очень важно). Результатом депутатского расследования является мотивированное заключение. Далее заключение рассматривается на заседании областной Думы, на основании его принимаются соответствующие решения в форме постановления.

Мне кажется, что сейчас, особенно в кризис очень важно, чтобы функции депутатского контроля были востребованы, и такая её форма, как депутатское расследование, имело место быть. По этой теме у меня всё.

Есть еще одна тема, которую я бы хотел вкратце озвучить. В Государственной Думе есть такое правило перед каждым заседанием проводить «десятиминутки», на которых каждая фракция выходит на трибуну и выступает, если она хочет, по особо важным социальным и экономическим вопросам. Для нашей Тюменской областной Думы, я считаю, 10 минут - это много, а вот 5 минут от четырёх фракций – всего 20 минут, - я считаю, это не так много времени. Тем самым мы добавим еще больше легитимности, еще больше открытости Думе, чего сегодня не хватает. Поэтому я такой законопроект подготовил, и буду просить всех лидеров фракций поддержать его.

Георгий Эргемлидзе: Хорошее предложение. Вопросы к докладчику?

Александр Петрушин: Глеб Александрович, а как вы представляете саму процедуру депутатского расследования? Вы же не наделены правами оперативной деятельности - это надо вас туда вносить в этот закон. Вы как будете его проводить? Тем более, что касается Корпорации «Развитие», насколько нам известно, господин Маслов уже арестован...

Из зала: Его уже выпустили.

Александр Петрушин: Вы как будете проводить? Отправили вы мне запрос, а я вас «послал», грубо говоря.

Глеб Турбин: Докладываю: формально содержание депутатского расследования значительно отличается от расследования, проводимого уполномоченными органами государства. Парламент в ходе расследования может принимать решение, имеющие уголовно-правовые последствия, а может лишь констатировать нарушение законна и передать материалы компетентным структурам, которые обязаны их рассмотреть и, в случае необходимости, провести уже полноценное расследование. То есть это дополнительный фактор увеличения внимания и ответственности, и всего остального. Чтобы данные моменты не утаивались, не скрывались публично, а открыто рассматривались обществом.

Георгий Эргемлидзе: Роль парламента в расследовании по господину Маслову: вы же не будете изучать его хозяйственную деятельность - тут вопрос в том, нет ли злоупотребления, скажем, учредителей? Может, он с ними делился, понудил их к чему-то - вот такое может быть. Парламент может интересовать вопрос недоверия к конкретным должностным лицам. Сегодня губернатор хороший, а завтра может быть всё что угодно, так ведь? Вот пределы этого расследования и его формат - он как-то должен быть обозначен или как?

Глеб Турбин: Безусловно, прошу не привязываться к одному конкретному случаю, закон пишется на все случай жизни. Он общий для всего. Поэтому, безусловно, сейчас я предлагаю внести изменение в Регламент. Если будем продолжать тему и развивать ее, конечно, полномочия должны быть там четко описаны, разграничены и так далее. Чтобы ее дальше развить, всем сделать все открыто, на мой взгляд, нужен базовый закон, в котором все это будет понятно просто и доступно.

Елена Майсюк, председатель совета общественной организации многодетных семей Тюменской области «Радость»: Я еще журналист. Александр Антонович [Пертушин] не даст соврать, у меня как у журналиста есть определенные пределы полномочий, я могу дойти вот досюда, а дальше депутатов меньше могу зайти, честно, по всем законам. Давайте вы будете свою работу делать. Я вот сильно поддерживаю мнение о том, чтобы отменить депутатские фонды, потому что для моих семей это кончается тем, что идет в Фонд - о нем собирают информацию и тут же в соцзашиту, куда он и сам мог придти. То же самое и здесь. Хождение по кругу. Человек придёт - его снова отправят в правоохранительные органы. Единственный нюанс, который я вижу, чего не хватает - это возможность ставить особо громкие дела на особый контроль. Вот чтобы еженедельно докладывали на какой-то комиссии, чтоб было прозрачно и понятно. В этом, наверное, смысл есть. Чтобы не замалчивались находки следствия и прочее. А гонять по кругу кучу ваших же сотрудников, которых вы сокращаете и зарплату урезаете, которых в МВД сокращают… Давайте вы будете на оставшуюся бюджетную сумму просто делать свою работу, которая нам сильно нужна!

Глеб Турбин: Позвольте не согласиться. Давайте посмотрим, мы же не говорим о депутатском расследовании, кто у кого лопату украл или коробок спичек. Мы говорим о глобальных вещах, о глобальных правонарушениях общественной значимости. Особой общественной значимости. Такие вещи вообще происходят крайне редко. Но именно дополнительное внимание и усилия, на мой взгляд, должны прилагать парламентарии. Вот пример с Корпорацией «Развитие» - не хотел его приводить в пример, но 30 миллиардов из бюджета не каждый день пропадают, поверьте мне. А на бытовые вещи, безусловно, убийства, грабежи и всё остальное, конечно, правоохранительные органы и созданы для этого. Особой социальной значимостью депутаты должны заниматься.

Георгий Эргемлидзе: То есть депутаты будут пинкертонами? Глеб Александрович сказал сначала в Регламент, то есть я не против депутатского расследования, даже, наверное, где-то «за». В некоторых моментах должно быть принципиальная, конечно, позиция, с учетом того, что вы сказали - это должно быть ограничено профессиональными действиями. Депутат свои профессиональные действия, следователи, оперативные работники – свои, представители СМИ - свои расследования, но хочу сказать одно: депутатское расследование и любое расследование – это затрагивание не только внутри Думы — это затрагивание и иных лиц, организаций, поэтому сначала вносится изменение в закон, а потом уже в Регламент. Вот принципиальный момент: Регламентом мы не можем расширять рамки закона. Регламент – это подзаконный акт, который регулирует внутри думскую деятельность.

Господин Новосёлов, партия «Родина», пожалуйста, ваш вопрос.

Александр Новосёлов, председатель Тюменского регионального отделения партии «Родина»: Глеб Александрович, у меня такой вопрос к вам. То, что вы сейчас озвучили - этим занимается Народный Фронт. Расследование проводит, придает гласности, а вы хотите из депутатов сделать неких силовиков, ну тогда еще табельное оружие им выдать остаётся. У депутатов и так большие полномочия. Мне кажется, это перебор. Вам не кажется? 

Глеб Турбин: Народный Фронт – это кто? Я вот не знаю такой организации, которая представлена в парламенте. Есть общественные организации - они занимаются очень важной функцией – контролем. Есть организации, которые занимаются самопиаром. Они тоже есть, мы знаем о них. У всех есть свои цели, задачи и полномочия. Я не предлагаю что-то сверхреволюционное. Конкретное изменение в Регламент. Конкретное изменение Закона. Я говорю, что в 81 субъекте законодательно закреплено депутатское расследование. Во многих странах мира, на федеральном уровне все это закреплено. Я говорю, коллеги, давайте усовершенствуем наш закон, чтобы все эти моменты были в правовом поле. А вы говорите про табельное оружие... 

Георгий Эргемлидзе: Для этого круглый стол и собирается. Больше нет желающих? Есть? Пожалуйста, коротко.

Валерий Серков,  заместитель руководителя аппарата Тюменской областной Думы, начальник правового управления областной Думы: Речи много здесь шло об экспертизе, о проектной деятельности. Я хочу сказать представителям всех фракций, пожалуйста, приходите, мы можем что-то посоветовать, начиная с формулировки законодательной инициативы, до ее внесения, вплоть до юридической техники, уже не говоря о концепции. Мы ни для кого не закрываем двери. Всегда сможем подсказать там, где в наших силах.

Александр Петрушин, председатель Общественного совета при УМВД России по Тюменской области:Глеб Александрович подставился. Дело в том, что в последнее время в системе общественных отношений появились новые субъекты: и Общероссийский Народный Фронт, и Общественные советы при органах исполнительной власти, а вот это обстоятельство, на наш взгляд, не в той мере учитывается в деятельности Тюменской областной Думы. Я приведу пример: в декабре сего года на комитете по госстроительству и муниципального самоуправлению рассматривалось выполнение программы по борьбе с преступностью и профилактики правонарушений. Заслушан был замначальника УМВД, полковник полиции Рыбаков: все нормально, все должностные лица, комцу положено, там присутствовали, но, однако, на это заседание не были приглашены представители общественного совета при УМВД России по Тюменской области. Мы не обидчивы, но, по Указу Президента РФ, контроль над деятельностью территориальных органов МВД возложен именно на общественный совет. Как же так получается?

Георгий Эргемлидзе: Вот это можно в Регламент внести.

Александр Петрушин: Мы письмо такое Сергей Евгеньевичу Корепанову направили. И надеемся, что новый аппарат учтет наше замечание и примет меры по активизации отношений Тюменской областной Думы с общественными организациями. Тем более, что к этому нас призывает в Послании и президент, и губернатор.

Глеб Турбин: Раз мое имя прозвучало, я не могу не ответить. Как мы вас не слышим, не понимаю? Вот все эти общественные советы, конечно, их поддержим, мы выступали инициаторами, внесли закон об общественном контроле, посмотрите документы: ЛДПР выступала инициатором, чтобы был закон об общественном контроле. Где он? Кто его поддержал? Кто за него голосовал? Вот такие надо вопросы задавать.

Георгий Эргемлидзе: Хорошо, спасибо. Подведём тогда коротко итоги.

Мы считаем, что круглый стол для того и существует, чтоб на нем высказывать какие-то мысли, которые могут быть потом отшлифованы и доведены до ума, оформлены как новые законодательные инициативы или как внесение изменений в действующее законодательство.

Мы посмотрели ряд законов, которые были приняты областной Думой, я думаю, это абсолютно не лишнее, потому что в памяти их надо всегда освежать. Всегда надо обращаться к первоисточникам, смотреть, что было и как: в далеком 1994 или 1998 годах. Между прочим, 20 лет прошло. И наверняка существует необходимость корректировки, как политической мысли, так и законодательной техники.

Все предложения, которые были сегодня сформулированы, изложены в виде вопросов, мы как организационный комитет отработаем. И всем участникам будут разосланы эти предложения как проект рекомендаций нашего круглого стола. И у всех будет возможность в этой работе поучаствовать и внести свои предложения.

Спасибо всем, кто принял участие в работе нашего круглого стола.

Стенограмма – Иван Кулябин,

фото – Семён Комаров

Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение