Тюменская область национализирует завод «Бенат»

Последние полгода разворачивается одна из самых интересных интриг тюменской политики последних лет. Политический истеблишмент, как молодая девица, не может определиться с тем, тратить или не тратить почти миллиард бюджетных денег на покупку завода «Бенат»

Сначала, на весенней сессии Тюменской областной Думы, всплыл проект предложения правительства Тюменской области о покупке «Бената». Однако до заседания Думы вопрос не дошел. Как пояснил, отвечая на вопрос коммунистки Казанцевой, на заседании Думы председатель комитета по бюджету Дмитрий Горицкий, правительство области так и не представило пресловутый документ на рассмотрение бюджетного комитета. Но документ реально существовал. Как утверждает проверенный источник, документ был подан, а затем отозван.

Позднее в августе, во время выездного заседания комитета по аграрным вопросам, отвечая на вопрос журналиста, депутат Конев заявил, что правительство покупать «Бенат» не собирается, так как денег лишних нет и избиратели такую инициативу не поймут.

Но уже в начале сентября тот же самый аграрный комитет меняет свою позицию на прямо противоположную. И на этот раз депутатский корпус предлагает, как написано в решении комитета, рассмотреть предложение о предоставлении бюджетных инвестиций заводу «Бенат», то есть Дума предлагает цивилизованную национализацию предприятия, выкупив его в пользу бюджета.

Чтобы понять подоплеку этих странных метаний на политическом олимпе, нужно восстановить логику этой инициативы.

Зачем Тюменской области национализация «Бената»?

Судя по всему, ледяное дыхание экономического кризиса почувствовали уже и в правительстве благополучной Тюменской области. По информации из достоверных источников, стало известно о серьезной кадровой чистке внутри чиновничьего аппарата. Область избавляется от балласта и увольняет двадцать процентов всех государственных служащих; придерживает, не объявляя пока о сокращении, финансирование всех программ. Нетронутыми остаются только социальные обязательства. В обстоятельствах экономического кризиса можно сделать то, что общественное мнение могло не поддержать в благополучных условиях. История повторяется в очередной раз. В годы экономических потрясений власть прибирает к рукам такой надёжный источник пополнения бюджета как алкогольная индустрия. Если экономика страны опустится на дно, посыпятся многие рынки, но рынок алкоголя посыпется в самую последнюю очередь. История России учит: люди меньше пить не будут. Выкупив завод у частников и загрузив производственную линию на сто процентов, бюджет области будет получать каждый год около одного миллиарда рублей. Неплохое вложение сбережений, оставшихся у области с тучных лет.

Однако остается проблема рынка сбыта для продукции «Бената». Сегодня предприятие загружено менее чем на треть. Где власть может взять столько новых покупателей?

На рынке региональных алкогольных предприятий идет классическая ценовая борьба. В народе бытует мнение, что выпускать водку выгоднее, чем добывать нефть. Но это не совсем так. Всю прибыль оставляют у себя владельцы раскрученных марок водки и федеральные торговые сети. Поэтому за последние пять лет с рынка ушла половина ликероводочных заводов. Еще недавно их было более 200, теперь менее 100. Даже если у регионального завода есть деньги, он не сможет вывести свою марку на рынок, так как реклама алкоголя в стране запрещена.

Известные алкогольные марки все чаще отказываются от собственного производства, заказывая услугу по разливу алкоголя под своей маркой на стороне. Выживают те региональные предприятия, кто за счет более дешевой цены загружают свои мощности производством алкоголя известных марок.

Национализация завода «Бенат» позволит увеличить загрузку предприятия в 3 раза. Владелец-коммерсант получает прибыль только от коммерческой деятельности предприятия. Владелец-регион кроме прибыли получает еще доход в виде акцизы в размере 40 рублей с каждой выпущенной бутылки. Это значит, что регион-владелец может предложить национальным алкогольным брендам или федеральным торговым сетям более выгодную цену, чем частное предприятие. Частным акционерам не выгодно, чтобы предприятие работало без прибыли, а региону-собственнику выгодно, потому что 40 рублей акциза в любом случае поступают в областную казну. Мощность завода 1 100 тыс. декалитров, или 22 млн. поллитрушек в год. Если даже считать по минимуму, 40 рублей акциза в областной бюджет с каждой бутылки, то получается 880 млн. рублей ежегодно. Как поделился своими впечатлениями источник в областном правительстве, финансисты особенно любят этот налог за то, что он выплачивается предприятиями еще до того, как продукция произведена. Приобретение акцизных марок авансом и дает право на производство легального алкоголя. С другими налогами от деятельности предприятия областной бюджет будет получать дополнительно более миллиарда рублей ежегодно.

Почему же, несмотря на очевидную выгодность приобретения «Бената», Дума колебалась?

Дело в том, что национализация ликероводочного завода имеет экономический смысл при наличии партнера в лице национального алкогольного бренда. Власть гарантирует низкую цену, национальный бренд гарантирует полную загрузку линии, а, значит, возврат бюджетных инвестиций. Судя по всему, весной контракт с алкогольным брендом повис в воздухе. Не одна же Тюменская область такая умная. По такой системе уже произошла национализация региональной промышленности в Башкирии и Татарстане. Наверняка за внимание национальных алкогольных брендов борются и другие регионы. И, судя по заявлению депутата Конева об отказе покупки «Бената», еще в конце августа контракт был под вопросом. Но уже в начале сентября ситуация изменилась, партнер появился. Быстро собирается аграрный комитет, где августовские посетители «Бената» Конев, Рейн, Ковин выходят с инициативой предусмотреть в областном бюджете деньги на бюджетные инвестиции для этого водочного завода.

Самое забавное, что увеличение производства на нем или его полное закрытие никак не влияют на алкогольную ситуацию в области. Сегодня Тюменская область стала мишенью для федеральных торговых сетей, контролирующих уже почти половину розничной торговли города Тюмени. И это не конец торговой интервенции, «Магнит» достраивает свой распределительный центр, запускает региональную сеть алкогольный ритейлер «Дикси». Свято место пусто не бывает. Производитель алкоголя больше не контролирует рынок. Уйдет «Бенат» - его место тут же займут производители из соседних регионов. А если «Бенат» останется и нарастит мощность за счет производства для национальных алкогольных брендов, то весь этот алкоголь уйдет из области в торговые сети и разлетится по всей стране, заняв рыночное место менее удачливых и менее расторопных конкурентов.

Вероника Лисицина

P.S. На прошедшем 24 сентября заседании Тюменской областной Думы было принято решение о выделении ОАО «Бенат» 370 млн. руб. из областного бюджета в этом году и госгарантии на 1 млрд. руб. в следующем году на приобретение акцизных марок.




Справка

Сотрудниками УМВД России по Тюменской области за январь – август 2015 года проведено более 500 мероприятий, направленных на выявление нарушений антиалкогольного законодательства; выявлено 448 правонарушений, в том числе 244, связанных с отсутствием лицензии на реализацию алкогольной продукции, 108 с нарушением правил торговли алкогольной продукции, 66 по факту оборота алкогольной продукции немаркированной специальными акцизными марками и 25 нарушений, связанных с оборотом продукции без специальных акцизных марок.

Составлено 429 административных протоколов, ответственность за которые предусмотрена ст. 14.16 ч. 3 КоАП РФ, ст. 14.1 КоАП РФ, ст. 14.16 ч. 2.1 КоАП РФ. Судами наложено штрафов на общую сумму 1 683 300 рублей.

Всего за январь – август 2015 года изъято 154,5  тыс. литров алкогольной продукции; возбуждено 18 уголовных дел: 8  - по ст. 327.1 УК РФ по факту сбыта федеральных  специальных акцизных марок для маркировки алкогольной и табачной  продукции; 5 -  по ст. 171.1 УК РФ по факту приобретения, хранения, и перевозки в целях сбыта немаркированной алкогольной продукции;  3 - по ч. 1 и ч. 2 ст. 171 УК РФ по факту осуществления незаконной предпринимательской деятельности,  выразившийся в реализации алкогольной продукции без лицензии и  2 - по ст. 151.1 УК РФ (Розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции).

Всего по итогам 8 месяцев 2015 года, в рамках исполнения требований Постановления, участковыми уполномоченными полиции привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ (нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) – 85 лиц.

За 8 месяцев текущего года изъято 50 тыс. литров контрафактной алкогольной продукцией.

Антон Каморников,
пресс-служба УМВД

Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение