Дочь Главного

Когда я учился в восьмом классе, папа привёз мне комплект открыток дома-музея академика С.П. Королёва. На обложке, к удивлению, я прочёл надпись: «Серёже Суразакову с приглашением посетить» и подпись – Г.В. Шевченко

Отец пояснил, что генерал-майор Георгий Владимирович Шевченко – его единомышленник, руководитель Всесоюзного карбышевского движения и муж Натальи Сергеевны Королёвой - дочери знаменитого конструктора ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР.
Побывать у них в гостях мне удалось в декабре 1990 года, когда, будучи курсантом журфака ЛВВПУ, я сопровождал в Тюмень команду «Львовских гусар» на II Всесоюзный Фестиваль Команд КВН «КиВиН-91». До тюменского поезда было добрых шесть часов, и мы с однокурсником Александром Пастуховым решили нанести им визит.
Наталья Сергеевна оказалась профессором Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, лауреатом Государственной премии СССР, доктором медицинских наук.
«А что тут удивительного?», - скептически подумает читатель: единственная дочь академика, дважды Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии, открывшего людям путь к звёздам…
- Вы думаете, что мне помогли? – спросила она, вероятно, видя в моих глазах мысль о понятном к ней снисхождении со стороны сильных мира сего. – Это ведь теперь жизнь моего отца стала легендой. А до его смерти никто из людей, которые учились или работали со мной вместе, даже не знали, кто мой отец.
Эта женщина всего добивалась своим трудом. Жизнь сложилась так, что с отцом они виделись редко, но она всё время находилась под влиянием его сильной и одержимой личности.
Окончив в 1952 году школу с золотой медалью, Наталья Королёва, несмотря на протест матери, Ксении Максимилиановны, поступила в медицинский институт.
- Почему ваша мама была против вашего выбора?
- Наверное, понимала, какая это тяжелая работа. Бессонные ночи, дежурства, вечные тревоги о больных. И так – всю жизнь. Сорок пять лет она провела у операционного стола Боткинской больницы.
1.jpg

Курсанты журфака ЛВВПУ А.Пастухов и С. Суразаков в гостях у Н.С. Королевой, Москва, декабрь 1990г.


С детства Наталье Сергеевне запомнилась картина: мама в белом халате, а глаза усталые, тревожные. Она любила приходить к ней в больницу, где мать казалась ей богиней, побеждающей боль и смерть.
Институт окончила с отличием в 1958 году.
- Студенческая жизнь, - говорит Наталья Сергеевна, - это мои самые счастливые годы. Ребята к чему-то неудержимо рвались, горели желанием творить, созидать. Не хочу поднимать вечный конфликт отцов и детей и винить в чем-то современную молодёжь, в конце концов – новое время… Но мы действительно не знали, что такое апатия и пессимизм. Помню, после второго курса собрались ехать на картошку в Подмосковье. Нам отказали, и мы чуть не плакали от обиды.
С ней учились талантливые ребята. Это и Алик Аксельрод, сын известного писателя Льва Кассиля – он не только прекрасно играл на пианино, но и имел хорошее чувство юмора. Это и ныне известный писатель-сатирик Аркадий Арканов – с ним было некогда скучать. Они часто повторяли слова Сергея Павловича Королёва, которые были для него девизом: «Жить надо с увлечением». Эти слова были и их девизом тоже.
В 1966 году Наталья Королёва защитила диссертацию «Пластические операции на трахее». Тема требовала известной смелости. Без неё хирургу не добиться успеха. Раньше такие операции были невозможны: слабой была диагностика – больные задыхались. Терапевты лечили от бронхиальной астмы, но то, что казалось астмой, часто было опухолью трахеи, и больные поступали уже в тяжёлом состоянии.
- Готовишься к операции, - говорит Наталья Сергеевна, - удалишь опухоль, потом долго удивляешься: как человек мог ещё дышать, жить?
- Вы сейчас оперируете?
- Значительно реже, чем раньше. Если операция для хирурга – это разминка рук, то работа со студентами – это лекарство для души. Общение с ними приносит мне невыразимую радость и удовлетворение.

3.png

Сергей Павлович Королев, дважды герой социалистического труда, лауреат Ленинской премии, академик наук СССР, главный конструктор ОКБ-1 похоронен в кремлевской стене.

Внимательно слушая Наталью Сергеевну, я вместе с тем восхищался величием дома-музея. Со стен на меня смотрели знаменитые космонавты. Бережно листал альбом с фотографиями и памятными надписями и благоговейно понимал, осознавал, что в этом доме бывали видные политические деятели Советского Союза, вся наша космическая гвардия, начиная с Германа Титова.
Скромность, обаяние и простота этой женщины удивляли. Наталья Сергеевна ещё и замечательная мать. Первый сын, несмотря на увлечение техникой, вопреки желанию теперь уже самой Натальи Сергеевны, как и она, стал врачом. Средний сын пошёл по стопам деда, окончил МВТУ им. Баумана. Дочь оканчивает школу, будущую профессию ещё не выбрала.
- Наталья Сергеевна, очевидно, что своими впечатлениями о нашей встрече я поделюсь с читателями областной газеты «Тюменские известия». Что бы вы могли им пожелать?
- Я не совсем хорошо знаю вашу область. Знаю, что это край нефтяников и газовиков, непроходимых лесов и болот. В то же время мне приятно, что именно Тюмень в 1988 году стала хозяйкой XII Всесоюзного слёта юных карбышевцев, ведь Георгий Владимирович – организатор этого движения в стране. Что касается пожеланий, то в сегодняшнее время они одни: выдержать всё, что нам выпало в жизни, и остаться добрыми и терпимыми. Доброго здоровья и семейного благополучия.
Перед уходом я обратил внимание на бронзовую лиану из рук, которые жадно тянутся к солнцу. Наталья Сергеевна пояснила:
- Связь времён и поколений. Самая маленькая – это рука Машеньки, она тянется вслед за моей рукой. Мою руку устремляет ввысь рука моей мамы. Наконец, рука моей бабушки… Хочется верить, что какие бы трудности, беды и невзгоды ни выпали на долю наших людей, эта связь будет нерушима.

Сергей Суразаков

Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение