Сергей Морев: «Глава каждого района должен отвечать за эффективность работы на своей территории»

В студии «Радио-7» радиожурналист Елена Бондаренко пообщалась с депутатом Тюменской областной Думы, членом думской комиссии по экономической политике и природопользованию Сергеем Моревым

Сергей Морев: «Глава каждого района должен отвечать за эффективность работы на своей территории»

Елена Бондаренко, ведущая: Какие обсуждались вопросы на последнем заседании Думы, 16 декабря, какие были приняты решения? Как прошло заседание? Какое, в целом, впечатление, и как нам всем с вами жить в ближайшем будущем?

Сергей Морев, СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ: Это было заключительное заседание Думы в этом году.  Все эмоции, дискуссии и прения у нас, как правило, проходят на комитетах, где есть возможность в рабочей обстановке подробнейшим образом рассмотреть каждый из тех вопросов, которые будут выноситься на Думу. Приходят профильные руководители, заместитель губернатора, руководители департаментов, и каждый из этих вопросов мы подробно разбираем. Основной разбор полетов идет на комитетах. Пользуясь случаем, я бы хотел донести до слушателей информацию, что прийти на комитет может любой житель нашего города, кроме того, заседания можно смотреть по прямой трансляции в Интернете.

Елена Бондаренко, ведущая: То есть чем плодотворнее поработали комитеты, тем проще обсуждать вопросы на Думе?

Сергей Морев: Конечно. Большинство вопросов, которые существуют, снимаются на комитете. 99 процентов вопросов можно задать на комитете и получить на них квалифицированный, грамотный ответ.

Елена Бондаренко, ведущая: Ну, и второе: каждый житель области может принимать участие в заседаниях комитетов в качестве наблюдателя. Плюс трансляции заседаний Тюменской областной Думы всегда ведется он-лайн. Итак, один из вопросов, который касается нас всех – это бюджет - это наши с вами деньги, и мы должны знать, откуда они берутся и куда идут. Депутаты приняли отчет о расходовании бюджета за девять месяцев 2016 года. Скажите, кратенько, о чем там шла речь, как жить будем?

Сергей Морев: Бюджет области, как и бюджет любой семьи – это основа. Поступают ли деньги в том объеме, в котором планировалось и по средствам ли мы живем? Отчет за девять месяцев пока еще промежуточный, картина получается немного некорректная, и связано это с тем, что кто-то из подрядчиков договоры заключил позже, работы перенесены на четвертый квартал. Поэтому показатели, в целом, будут видны, когда будет слушаться отчет об исполнении бюджета за год. Тем не менее, можно сказать: несмотря на все сложности в экономике, картина по бюджету Тюменской области у нас достаточно неплохая. Если говорить в цифрах, то доходы областного бюджета за последние девять месяцев 2016 года составили 95,5 миллиардов рублей. И основными источниками в структуре поступлений  является налог на прибыль – 69,4 процента, и налог на доходы физических лиц – 14,6 процента. Поступление налога на прибыль в областной бюджет составило 59 миллиардов рублей или 85 процентов от плана - это неплохая ситуация. Налога на доходы (НДФЛ) поступило 12,5 миллиардов рублей, расходы областного бюджета за этот период были выполнены на 59 процентов или 83 миллиарда рублей. Часть расходов у нас перенесется на четвертый квартал, когда будут закрываться все виды выполненных работ.

За девять месяцев 2016 года на реализацию областных программ было направлено 63 миллиарда рублей - это 60 процентов расходов областного бюджета. В целом, областные программы профинансированы более чем на половину от уточненного на год плана. Конечно, надо смотреть исполнение бюджета в целом по году, но и картина по девяти месяцам достаточно оптимистична.

Елена Бондаренко, ведущая: Сергей Николаевич, давайте поговорим о поддержке инвестиционной деятельности в Тюменской области. Ставки большие.

Сергей Морев: Да, это как раз тема нашего комитета. Мы разбирали ее подробнейшим образом. В чем отличие рассмотрения инвестиций от рассмотрения бюджета? Когда мы говорим о бюджете, мы смотрим назад, подытоживаем прожитое время. Когда мы говорим о мерах, предпринятых для поддержки инвестиционной деятельности в Тюменской области, это, если образно говорить,  взгляд вперед и вопрос: а что нас ждет? Надо сказать, Тюменская область является одним из самых привлекательных регионов для инвесторов. Чтобы стать таковыми, мы проделали грандиозную, масштабную работу. Результат: в 2016 году Тюменская область заняла пятое место среди 85 субъектов Российской Федерации в национальном рейтинге инвестиционного климата. Область поднялась сразу на десять позиций по сравнению с предыдущим годом.

Елена Бондаренко, ведущая: Прозвучала цифра – 300 инвестпроектов.

Сергей Морев: 300 проектов реализуется, и совокупная емкость их составляет полтора триллиона рублей. Входят в эти проекты и гиганты нефтяной и химической промышленности. На регулярной основе работает совет по улучшению инвестиционного климата при губернаторе, также созданы две рабочих группы: первая – по улучшению инвестиционного климата, вторая – по вопросам взаимодействия инвесторов с ресурсоснабжающими организациями. Когда область котируется в рейтингах, есть несколько позиций, на которые нужно смотреть: сколько существует препятствий для того, чтобы начать что-то строить, какие бюрократические проволочки… Сколько всего нужно сделать до того, как ты положишь первый камень и так далее. Главная задача государственных и ресурсоснабжающих структур при выстраивании бизнес-отношений – это  клиентоориентированность. С 15 ноября 2015 года существует возможность для заявителя подать заявление в электронном виде или действовать через многофункциональные центры. Получить можно такие услуги, как: выдача градостроительного плана земельного участка, подготовка и выдача разрешения на строительство, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выдача заключений по окончании строительства. Сократилось количество процедур, необходимых для получения разрешения на строительство. В ближайшее время ожидается сокращение еще двух процедур, что, несомненно, облегчает задачу и позволяет нормально работать. Плюс заключаются новые инвестиционные соглашения - это радует.

Елена Бондаренко, ведущая: Вот мы говорим об инвестиционных проектах, люди думают: «В регион приходит большой бизнес - это хорошо, это значит, что пойдут деньги. С другой стороны, им за это даются какие-то налоговые льготы. Наверное, это не очень хорошо для нас, потому как область вроде бы лишается тех денег, которые могли бы быть». Какие найти слова, чтобы нашим слушателям объяснить, для чего мы должны быть инвестиционно привлекательными?

Сергей Морев: Какая выгода области во всем этом? Создается больше рабочих мест. Занятость выше, безработица меньше. Инвестор приходит и что-то создает - это имущество, налог с имущества идет в местный бюджет, и это самый легко администрируемый  налог. По итогам деятельности оплата идет в бюджет Тюменской области. Еще момент: надо понимать, что конкуренция идет не только между фирмами, но и еще между регионами в плане привлечения инвесторов и тех, кто готов пожать руку, прийти, вложить свои деньги, начать здесь что-то организовывать. Те регионы, которые лучше справляются с этой задачей сейчас, создают  широкую базу для лучшей жизни, для процветания своих граждан в будущем. Эти люди начнут, в конечном итоге, зарабатывать, получать прибыль, а налог на прибыль идет в местный бюджет. Все это будет давать результат, пусть не сейчас и не сразу, а лет через пять, но, тем не менее, это задел на будущее.

Елена Бондаренко, ведущая: Это самое главное. У нас есть звонок, Сергей Николаевич, надевайте, пожалуйста, наушники, чтобы пообщаться с нашими слушателями (звучит вопрос от жительницы Юргинского района, работника сферы здравоохранения, относительно закрытия родильного отделения).

Елена Бондаренко, ведущая: Вопрос медицины обсуждался на заседании Тюменской областной Думы, затрагивали проблемы Юргинского района? Это та самая оптимизация, как я понимаю?

Сергей Морев: Да, это та самая оптимизация. И по поводу того, что все здорово в медицине и прекрасно, разговор не шел. Говорилось о том, что здорово все в сфере инвестиционной политики. Касательно оптимизации, мы говорили еще на предвыборной кампании и уже тогда считали, что ситуация неблагоприятная и проблемная. Снижается  и количество фельдшерских и акушерских пунктов, и количество больниц. Люди вынуждены ездить за медицинской помощью в далеко расположенные  районы. Часть этой программы – федеральная. То есть здесь надо смотреть и на бюджет здравоохранения страны, в целом. Он, как мы констатировали, невелик: 5,9 процентов. И это нужно как минимум для того, чтобы просто поддерживать в существующем состоянии то, чего удалось достигнуть. Выделенных денег на здравоохранение крайне мало, тут я согласен полностью. Ситуация такая в области есть, к сожалению. А  инвестиционная политика и то, что в ней делается – это ситуация другая.

Елена Бондаренко, ведущая: Действительно, нельзя сказать сейчас, что в сфере здравоохранения в области все прекрасно. Сергей Николаевич, а если бы инвесторы у нас приходили в медицину, как обстояли бы дела, на ваш взгляд?

Сергей Морев: Инвесторы в нашу медицину приходят. Но в основном - это медицина высоких технологий. В этом году сюда заходит большая компания «Мать и дитя», подписано рамочное соглашение. По деньгам - около трех с половиной миллиардов рублей. Специализация – экстракорпоральное оплодотворениеи педиатрия. Количество рабочих мест, которые планируется создать, - порядка полутора тысяч. Это только Тюмень, не Юргинский район. Дело в том, что люди, которые хотят инвестировать и зарабатывать, в первую очередь стремятся туда, где развита инфраструктура, есть квалифицированные кадры - все то, что позволяет максимально быстро начать работу. С отдельными районами у нас, конечно, проблема. Тюмень, как ни крути, имеет ряд преимуществ и более привлекательна для инвесторов.

Елена Бондаренко, ведущая: Сергей Николаевич, что же делать  жителям районов? Что из вопросов, которые обсуждались на Думе, хотя бы косвенно касается благоустройства жизни на этих территориях?

Сергей Морев: Обсуждалось строительство, обсуждалась медицина и ее доступность, работа первичного звена. Приведу пример: недавно сам был на приеме у врачей. На каждого посетителя оформляется договор на двух листах бумаги, требуют паспортные данные. Понятно, что это требования федерального закона. А вы повесьте образец этого договора на стену, на видное место, он ведь типовой. Пусть все заполняют спокойно. Но придется еще и еще походить по кабинетам, и выйдете вы оттуда с пачкой бумаг. Зачем это надо?

Елена Бондаренко, ведущая: Скажу вам больше, позволю себе лирическое отступление. В прошлом году я сломала руку в области плеча. Как человек, придя в травмпункт, может заполнить этот договор? Никак. А мне предложили это сделать. И ситуация была достаточно комическая.

Сергей Морев: В некоторых моментах - это уже просто издевательство над здравым смыслом, согласен с вами. Договор такой – вроде мелочь, но каждый день через каждую поликлинику проходит по полторы тысячи людей. И представьте, какие кипы бумаг мы получаем в итоге. В целом, что мы вчера услышали относительно социальной политики: если смотреть на цифры, ситуация неплохая. Снижение смертности от болезней кровообращения, новообразований, смертности от дорожно-транспортных происшествий. Но это, как говорят, средняя температура по больнице.

Елена Бондаренко, ведущая: Вспомним, как Рошаль выступал, говоря о том, что наша медицина похожа на нищего, который где-то взял бархатный камзол. Потому что все на самом деле хорошо в сфере оказания            высокотехнологичной помощи. К нам едут, у нас хорошие цены. Мы стараемся покупать хорошее оборудование, делаем уникальнейшие операции. Но вот это и есть наш парадный камзол. К сожалению, о развитии медицины можно говорить лишь тогда, когда под этим камзолом будет нечто соответствующее. Первичное звено – это наше больное место. Сергей Морев с этим согласен?

Сергей Морев: Совершенно верно. Есть, чем заниматься, есть, что делать.

Елена Бондаренко, ведущая: Давайте немного поговорим о дорогах. Тамара Николаевна Казанцева подняла этот вопрос. Знаю, она всегда радеет за отдаленные сельские территории - это вопрос, систематически обсуждаемый и требующий решения. Дороги нужны, чтобы люди смогли оттуда выбираться и приезжать, и чтоб кадры потянулись в отдаленные районы. Люди не хотят и не могут находиться в изоляции.  Есть дороги недостроенные, есть те, что требуют ремонта. Расскажите об этом немного, к чему вы пришли в ходе заседания?

Сергей Морев: Мы заслушали доклад на эту тему. Отмечено, что  в 2012 году у нас нормативное состояние улучшилось с 35 до 70 процентов,  но в докладах так всегда и происходит, конечно. Тем не менее, в 2016 году отремонтировано 177 километров  дорог. На комитете поднимался вопрос о том, что сейчас рассматривается задача по строительству четырех полос от Тюмени до Тобольска, намечена реконструкция дороги от Тюмени до поселка Богандинский. Говорилось и о завершении работ на объездной дороге, чтобы закольцевать областной центр. Но это ни в коем случае  не говорит о том, что мы тут, в Тюмени, делаем конфетку, а вопрос доступности дальних территорий снят. Этого, конечно, нет. Это вещи не взаимоисключающие. Есть и вопрос целесообразности, потому что мы понимаем: в Тюменской области живет полтора миллиона человек. Более половины из них, не считая приезжих, проживает в областном центре. Приходиться согласиться с тем, что в первую очередь нужно направлять все силы туда, где живет максимальное количество людей, при этом, не снимая с повестки дня  вопрос заботы и благоустройства отдельных районов. К примеру, есть деревня. В деревне есть семь-десять домов и нет школы - это проблема. Мы начинаем считать, что есть ограниченное количество денег. В такие моменты логическим решением является выделить средства туда, где, например, домов семьдесят, и построить школу, одну на три-четыре населенных пункта.

Елена Бондаренко, ведущая: Конечно, решение всегда можно найти, главное – договориться. Еще один вопрос:  создание условий для развития строительства в сельской местности. Многое сделано в сфере строительства и доступности жилья вообще. Бюджетники сейчас имеют возможность приобретать жилье при поддержке государства. Это, честно говоря, очень большое подспорье. В равных ли условиях с городскими жителями находятся сельские жители?

Сергей Морев: Вы знаете, должен быть очень большой комплекс мер, принимаемых для того, чтобы человек хотел работать на селе. Это и доступность жилья, и наличие работы. Помимо того, что занят ты сам, должны быть заняты и пристроены твои дети, жена должна чем-то заниматься. Все должны получать достойное образование. Помимо этого, должно быть здравоохранение и так далее - целый набор. Делать жилье доступным – немаловажно. А если учебы не происходит и детей некуда пристроить, потому что нет детских садов – куда это годится? Купил квартиру, а остального нет. Поэтому  вопросы открыты по-прежнему. Поднимался, кстати, вопрос развития территорий. Было предложено следующее нововведение: глава каждого района должен отвечать за эффективность работы на своей территории. Должна быть оценена работа этого главы в плане пополняемости бюджета и привлечения инвестиций. Я считаю очень правильным возложение персональной ответственности, когда глава каждого района  решает подобные вопросы на одном уровне с правительством области, а не просто просит побольше средств. К тому же, надо понимать, что существует пять комитетов. По большим темам на каждом комитете проходит обсуждение. Тема здравоохранения, например, проходит через социальный комитет. Обоими руками поддерживаю ситуацию, когда ты - глава района, в твоем ведении находится территория и люди, которые на ней живут, и ты за них отвечаешь. Проводятся соревнования: кто лучше, кто хуже. Мы уже рассматривали такую ситуацию на примере Голышмановского района, где достигнуты успехи в плане животноводства. Там строится одна из крупнейших в России ферм. Очень хочется, чтобы этот проект был воплощен в жизнь, есть все предпосылки для того, чтобы довести его до конца. Порядка четырех с половиной тысяч голов крупного рогатого скота туда будет запущено.  Это и есть наглядный пример плодотворной работы.

Елена Бондаренко, ведущая: Сергей Николаевич, какие еще вопросы показались вам интересными? Кстати, почему-то на Думе стали говорить и о пчеловодстве. Вам есть, что сказать об этом?

Сергей Морев: Тема пчеловодства, конечно, не глобальна, но дискуссию вызвала, поскольку она на виду постоянно. В Тюмени проходит ярмарка за ярмаркой, и мы видим там алтайский, башкирский мед. А тюменский мед, что, не собирается? Собирается. Так почему его не продают на этих ярмарках? Мы, в принципе, разобрались вчера с этой ситуацией. Этот мед на рынках есть, и он доступен.

Елена Бондаренко, ведущая: Немецкие ученые говорят, что к 2070 году  уже не будет пчел. У нас, наверное, их не будет тоже. А мед каждого региона уникален по своим вкусовым и полезным свойствам. Насколько я знаю, есть закон о поддержке пчеловодства, верно?

Сергей Морев: Верно, такой закон есть. Он работает. Мы знаем, что многое зависит и от климатических условий.

Новый год близок, и я хотел бы пожелать всем землякам здоровья - это самое главное. Пусть исполняются мечты. На пороге нового года мы всегда надеемся, что грядущий год будет лучше, что жизнь будет краше и все  задуманное обязательно сбудется. Этого я и желаю жителям Тюменской области!

Елена Бондаренко, ведущая: Сергей Николаевич, я надеюсь, что нас сейчас правильно поймут люди, если мы пожелаем им пореже обращаться в поликлиники. Пусть будет у всех крепкое здоровье, а мед пусть будет натуральным.

Сергей Морев: Здоровье – самое главное. И мед пусть будет натуральным, и дороги – широкими.

Елена Бондаренко, ведущая: И весь этот букет пожеланий еще и напрямую зависит от работы депутатов Тюменской областной Думы, согласитесь.

Сергей Морев: В том числе, да.

Елена Бондаренко, ведущая: Спасибо вам, что пришли к нам сегодня в студию, тем более, у вас был дебют, так как вы, если можно так выразиться, в областном масштабе – начинающий политик. Поздравляю!

Сергей Морев: Все верно. Спасибо вам, Елена!

Текст: Екатерина Рубан, Анастасия Шестакова.

Фото – Семен Комаров

Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение