Выборы губернатора: теория и практика, настоящее и будущее. Величина политических ставок

«Тюменская губерния» продолжает публикацию материалов научно-практической конференции, организованной региональным отделением политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ совместно с кафедрой политологии ТГУ

Выборы губернатора: теория и практика, настоящее и будущее. Величина политических ставок

Ольга Пустошинская, кандидат политических наук, и.о. завкафедрой политологии ТГУ:Мой доклад будет несколько академичен, но с прикладным направлением.

Результаты последних губернаторских выборов в России, как в общественно-политическом, так и научном сообществах получили неоднозначную оценку. Например, существует отстаиваемая Фондом развития гражданского общества позиция, согласно которой в одних регионах они протекали по конкурентному сценарию, в других – по референдумному, а в третьих имели смешанный характер на уровне балансирования между конкурентным и референдумным сценариями.

При этом под конкурентными понимаются выборы, в которых два и более кандидата, имеющие равные шансы, борются за победу, а результат выборов не определён. Референдумные выборы предполагают ситуацию, при которой победитель известен изначально, поскольку его превосходство над конкурентами очевидно. Избиратель на таких выборах голосует за или против готового победителя. Если конкурентный сценарий превращается в референдумный, то выборы приобретают смешанный характер. Это означает, что в ходе избирательной кампании появляется фаворит, превосходство которого становится безусловным.

Среди регионов, в которых выборы протекали по конкурентному сценарию, Фонд развития гражданского общества называет Республики Алтай и Саха-Якутия, Астраханскую область. Референдумный сценарий, согласно экспертам Фонда, был реализован в Тюменской, Челябинской, Курганской, Новосибирской, Ивановской, Псковской, Самарской, Вологодской, Воронежской, Липецкой, Нижегородской областях, Алтайском и Ставропольском краях, Республиках Калмыкия, Удмуртия, Коми, Ненецком автономном округе, смешанный – в Санкт-Петербурге, Красноярском и Приморском краях, Республике Башкортостан, Волгоградской, Кировской, Курской, Оренбургской, Орловской, Мурманской областях.

Как мы видим, выборы губернатора, прошедшие 14 сентября 2014 г. в Тюменской области, отнесены к референдумному типу. В этой связи было проведено исследование, целью которого стало выявление политических шансов на победу всех кандидатов в губернаторы Тюменской области.

Основой исследования стала методика, разработанная политологами Мэтью Шугартом, Джоном Кэри и Тимоти Фраем, которые ввели в сравнительную политологию понятие «величина политических ставок» и разработали алгоритм ее вычисления. Величина политических ставок описывает степень риска, заложенную в политическую систему. Чем выше эта величина, тем больше у кандидата шансов победы на выборах. Она оценивается через систему показателей, таких как:

а) институциональная позиция политического фактора;

б) личный политический потенциал конкурентов избирательной кампании;

в) уровень партийной конкуренции в регионе;

г) идеальный образ лидера в представлениях жителей региона.

Институциональная позиция политического фактора определяется тем, какое количество органов власти или их частей находится под его контролем.

Если проанализировать институциональные позиции каждого кандидата в губернаторы Тюменской области, то становится очевидным, что по данному критерию в преимущественном положении находился В.В. Якушев. Он имел полный прямой контроль в силу своих официальных полномочий над исполнительным органом власти и косвенный контроль над законодательным органом власти, благодаря руководству региональным отделением партии «Единая Россия» в Тюменской области, члены которого составляли большинство в областной Думе. Помимо прочего, назначение Президентом РФ В. Якушева на должность и.о. главы региона после принятия отставки можно рассматривать, как фактор символической поддержки В.В. Путиным данной кандидатуры, что внесло свой вклад в усиление институциональной позиции В. Якушева.

В отличие от фаворита избирательной кампании руководитель регионального отделения партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» Владимир Пискайкин и член регионального отделения партии ЛДПР Михаил Селюков, будучи депутатами Тюменской областной Думы, обладали влиянием лишь в законодательном органе власти, которое ограничивалось количеством представленных в парламенте членов партий.

Что касается Павла Дорохина, в отношении которого Тюменским областным судом было принято решение об отмене регистрации кандидата на должность губернатора Тюменской области в связи с установлением факта наличия судимости, то он имел значительный институциональный вес в силу статуса депутата Государственной Думы РФ.

Важнейшая составляющая величины политических ставок конкурентов избирательной кампании – это их личный политический потенциал. Он обеспечивается, прежде всего, опытом деятельности в политической сфере и профессиональными достижениями, влекущими положительные общественно значимые последствия.

Самым большим опытом деятельности в политической сфере обладал Павел Дорохин, являвшийся членом КПСС с 1986 г., помощником депутата Государственной Думы с 1998 г. Он мог бы составить реальную конкуренцию фавориту гонки по данному показателю. В.В. Якушев, В.Ю. Пискайкин и М.В. Селюков примерно в одно время с небольшой разницей пришли в политику – в начале 2000-х гг.

Значительное превышение политического потенциала В.В. Якушева по сравнению с иными кандидатами обусловлено успехами в реализации лидерских функций, определяющими высокие социально-экономические показатели развития Тюменской области. Так, в рейтинге регионов по качеству жизни по состоянию на 2013 г. область вошла в категорию лидеров, заняв 9 место, а в рейтинге социального самочувствия регионов России ей было определено экспертами 2 место среди субъектов РФ, включенных в группу регионов с очень высоким рейтингом.

О результативности деятельности В. Якушева можно судить также по высоким позициям, занимаемым им в разных рейтингах. Согласно данным рейтинга федеральных и региональных политиков по итогам марта 2013 г. глава области вошёл в категорию региональных лоббистов с «очень сильной эффективностью», заняв четвёртое место и уступив лишь С. Собянину, Р. Кадырову и Р. Минниханову. В рейтинге эффективности губернаторов на июль 2014 г. он разделил 6-8 позиции с В.М. Гайзером (Республика Коми) и Р.А. Кадыровым (Чеченская Республика).

Политический потенциал иных кандидатов в губернаторы Тюменской области производен от их успешных лоббистских усилий по инициированию и продвижению законопроектов, отвечающих интересам их партий и электората.

Достижения Владимира Пискайкина на момент избирательной кампании связаны с деятельностью в качестве депутата Тюменской областной Думы и заместителя председателя комитета по государственному строительству и МСУ.

Политический капитал Михаила Селюкова обеспечивался статусом депутата Тюменской областной Думы, а также полномочиями заместителя председателя комитета по бюджету, налогам и финансам и членством в составе комитета по государственному строительству и МСУ.

Интеграционный потенциал Дорохина определялся политико-управленческими практиками в качестве депутата Государственной Думы, заместителя председателя комитета Государственной Думы по промышленности и членством в комиссии Государственной Думы по обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса РФ.

Следующий показатель – уровень партийной конкуренции в регионе. Чем он выше, тем больше шансов у оппозиционных кандидатов и вероятность победы на выборах альтернативной фигуры. Например, в таких регионах, как Республика Саха-Якутия, Астраханская область, где, помимо парламентских партий, в выборах участвовали мелкие партии, хотя и победили врио губернаторов (Егор Борисов, Александр Жилкин), их результаты лишь не намного превысили 50%-е отметки. Егору Борисову эффективно противостоял беспартийный Эрнст Березкин, Александру Жилкину – Олег Шеин от «СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ».

В Тюменской области невысокий уровень партийной конкуренции на выборах определялся представительством трёх парламентских партий, что не способствовало исключению фактора предопределенности результатов избирательной кампании.

Еще одна переменная, на которой необходимо акцентировать внимание, – идеальный образ лидера в представлениях жителей региона. Высокий уровень электоральной поддержки В.В. Якушева во многом связан с позитивной социальной ориентацией населения на его персону. Аргументацией сказанного служат результаты проведенного в 2013 г. кафедрой политологии опроса среди жителей г. Тюмени на предмет выявления идеализированных характеристик регионального лидерства. Результаты исследования показали совмещение характеристик ожидаемого образа с репрезентируемым имиджем В. Якушева.

Установлено, например, что в системе положительных оценок тюменцев важное место отводится внешнему виду губернатора, его физическому состоянию и образу жизни. Жители города солидарны в отношении соблюдения им дресс-кода и опрятности в одежде, возраста, предельный минимум которого определен в 55 лет, и обладания крепким здоровьем. Определенная доля респондентов включает в спектр привлекательности стройное телосложение. Визуальная привлекательность регионального лидера на бессознательном уровне свидетельствует о степени выраженности в ментальной структуре тюменцев запроса на его хороший физический потенциал, с которым связывается энергичность как залог успешного осуществления управленческой деятельности.

Ключевыми в личности лидера признаются ценности морально-этического порядка. По мнению опрошенных, его поведение должно быть опосредовано соблюдением норм права, исключающего злоупотребление властью. Мотив служения интересам общества, отзывчивость на социальные запросы определяются в качестве наиболее предпочтительных. В числе требований к моральной составляющей заявлено также исполнение роли хорошего отца и мужа. Напротив, бесцеремонность в отношении граждан и подчинённых, властное высокомерие, чрезмерная угодливость в рамках управленческой иерархии образуют группу негативных оценок, обозначенную большинством респондентов.

В структуре деловых и профессиональных характеристик превалируют качества волевого и коммуникативного планов. В сознании тюменцев образ эффективного руководства регионом согласуется с готовностью брать на себя ответственность при принятии и реализации политических решений, смелостью при урегулировании кризисных социально-политических и экономических ситуаций, способностью оказывать влияние на подчинённых, ориентируя их усилия на достижение общих целей, а также умением быть коммуникабельным в общении, связно излагать мысли и прислушиваться к альтернативным суждениям.

Кроме того, результаты опроса продемонстрировали принципиальное отношение респондентов к наличию политического опыта, сроку исполнения полномочий в качестве главы региона, региональной идентичности, обусловленной фактором рождения или длительного проживания на территории Тюменской области.

Поддержу Игоря Халина по поводу того, что необходимо менять всё-таки методы воздействия на электорат нашим партиям, и приведу пример Ройзмана. Мой научный руководитель кандидатской работы возглавлял предвыборную кампанию Ройзмана и, как он говорит, они не потратили ни цента на выпуск печатной продукции. Электорат был привлечён полностью через сети. То есть ставка была сделана на молодёжь, таким образом он победил.

Спасибо. Пожалуйста, задавайте вопросы.

Константин Коломейцев, Тюменское региональное отделение партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ»: Спасибо за доклад. Вы так подробно осветили приоритеты по поводу лидеров политических движений. А среди какой части населения проводился опрос и какой был охват?

Ольга Пустошинская: Проводилось выборочное исследование – 400 человек, доверительный балл 95%, плюс-минус 5% погрешности. Возраст от 18 до 50 лет. Ну, естественно, и мужчины, и женщины были включены в выборку. Доход стандартный. Были ответы по доходу и ниже 1500 рублей и до 30000 рублей и выше. Категория «национальность» не включалась, потому что она не имела соответствующих результатов. Территориально – город Тюмень.

Константин Коломейцев: Сразу второй вопрос. Насколько объективным вы считаете этот опрос, который охватил всего 400 человек на территории городского округа?

Ольга Пустошинская: Существуют соответствующие методики расчёта. Если вы загляните в методики расчёта Мангейма-Риччи, ведущего политолога, то эти методики вам покажут, что данная выборка является вполне репрезентативной для города. Если бы мы опрашивали, конечно, всю Тюменскую область, то надо было бы опросить, наверное, не меньше 1000-2000 человек. А для города - это вполне репрезентативные данные.

Георгий Эргемлидзе, ведущий: По вашей, так сказать, иерархии у нас были выборы референдумного типа. А насколько в таком случае мотивированно вообще проводить какой-нибудь референдум на какую-нибудь тему?

Ольга Пустошинская: «Референдумные» – здесь имеется в виду термин «спланированные» выборы.

Георгий Эргемлидзе: Это понятно. Но можно было приурочить к выборам настоящий референдум. По любому актуальному вопросу, который имеется, провести референдум, чтобы ещё больше сплотить, так сказать, население области. Или нет в этом необходимости?

Ольга Пустошинская: Вы намекаете, видимо, на референдум по объединению составных субъектов «матрёшки»?

Георгий Эргемлидзе: Есть много вопросов, где позиции двойственны. Я говорю про обычный референдум, как это делается в Швейцарии, например. Там чуть ли не каждый месяц референдум. У нас есть, например, серьёзные расхождения по законодательству общественного контроля. По вопросу гражданских инициатив. В Думе оппозиция была солидарно против «Единой России». Чем не тема для референдума?

Ольга Пустошинская: Согласно законодательству, на референдум у нас выносятся только наиболее важные вопросы, затрагивающие интересы всего населения Российской Федерации, а не Тюменской области.

Георгий Эргемлидзе: Нет, ну может же быть тюменский референдум. Мы не говорим о российском.

Ольга Пустошинская: Вы имеете в виду опрос граждан? Это называется «опрос граждан».

Игорь Халин, председатель Избирательной комиссии Тюменской области: Ольга Сергеевна, спасибо. Вашу точку зрения относительно форм, может быть, методов работы - услышал. Я хотел бы быть правильно понятым. Всё-таки здесь нужно расставить акценты верно.

Будем говорить, что Ройзман у нас баллотировался в городском округе. Да, конечно же, тут несопоставимы масштабы распространения интернета и возможности избирателей им пользоваться. Если мы будем говорить о выборах в городском округе, тем более главы города, да, я соглашусь, что нужно использовать интернет. Это в любом случае нужно делать и кандидатам, и партиям, и избирательным комиссиям. Но отказываться от тех методов, которые есть, я бы не торопился. Особенно у нас, в Тюменской области.

Что касается выборов в сельских поселениях. Это по-прежнему все те же районные газеты, те же информационные и агитационные плакаты, брошюры. В законе написано, что каждый кандидат и партия в целом сами определяют тактику и стратегию агитационной деятельности, какие формы и методы использовать, конечно, не запрещённые законом.

Поэтому, думаю, что поле для фантазии всегда есть, а ещё мне кажется, что партии несколько замыкаются. Да, есть апробированные методы, формы работы, но надо при этом искать и что-то новое. Безусловно. Здесь достаточно большое поле для деятельности.

А на самом деле, конечно, у каждых выборов своё лицо. И, тем более, своё лицо у каждого субъекта. Здесь надо смотреть конкретно, оценивать специфику.

Ольга Пустошинская: Я не говорю, что необходимо отказываться от всех традиционных форм участия, но вот эти бумажные формы уже никому не интересны. Конечно, необходимо делать акцент на такой методике, как методика «от двери к двери», на непосредственное общение с избирателями.

Игорь Халин: Ещё одно замечание. В ходе конференции достаточно часто звучала мысль о том, что программы неидеологизированы. Да, не должно быть излишней идеологизации. Полностью я согласен с Георгием Ростомовичем. Это как в «Капитале» Маркса, да? Все потребности у людей примерно одинаковы.

Но в любом случае программа – это линия партии, её регионального отделения и на уровне Федерации. Кандидат тоже является партийным кандидатом, если он выдвигается от партии. Принимается эта программа на съезде, на конференции, на общем собрании партии. Так что в любом случае эта линия партии, её идеология в программе должна прослеживаться, чтобы чётко было видно. Не должно всё нивелироваться, когда программы похожи как близнецы-братья. А должно быть так: почитал один абзац – да, это программа КПРФ, прочитал второй – да, это программа ЛДПР, прочитал третий – да, это программа СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ. Должно быть лицо у программы и лицо у партии.

Мне кажется, очень важно, чтобы не было такой ситуации, когда люди - бабушки, дедушки, да даже молодежь – приходят в день голосования на избирательный участок, смотрят на плакаты, которые там развешены, и говорят: «Ага, вот это лицо очень красивое – наш человек, пойду за него проголосую, а вот у этого галстук хороший, понравился мне – я за него проголосую». Иногда на таком уровне выборы происходят. А это плохо.

Ольга Пустошинская: Ну, при нашей патерналистской культуре именно таким образом избиратели и голосуют. Именно за харизматичных лидеров.

Не представился:Позвольте мне немного дополнить, продлить реплику Игоря Николаевича. Здесь в нескольких докладах звучало, что программы вне идеологии. Это всё-таки не верно. Не обязательно, чтобы была такая строка, например, что «нашей идеологией является марксизм и ленинизм», как в статье 6 Конституции Советского Союза. Здесь контент-анализ как раз даёт ответы, какие маркеры, какие идеологемы наиболее часто встречаются. Поэтому можно сказать, что программы всех избирателей консервативны, потому что там обозначены такие ценности, как «семья», «стабильность», «безопасность», «государственность», «образование».

Если бы это были либеральные идеологемы, то были бы такие ценности, как «права человека» или «права сексуальных меньшинств» и т.д. Но мы сомневаемся, чтобы в нынешних условиях такой кандидат имел бы шансы быть выбранным. Поэтому говорить о том, что эти программы вне идеологии, на мой взгляд, совершенно верно.

Игорь Халин: Избирателю сложно определить из программ, за кого голосовать, за какую программу.

Георгий Эргемлидзе: Есть ещё вопросы? Пожалуйста.

Елена Матюхина, кандидат философских наук, доцент кафедры политологии ТГУ: Можно мне тоже небольшую реплику. Идя в социальные сети, я бы всё-таки была осторожней. Не факт ли появления в «Одноклассниках» ролика о Наталии Комаровой стал причиной того, что её имя даже не упоминается в рейтинге губернаторов, хотя губернаторы ЯНАО и Тюменской области там присутствуют и занимают лидирующие позиции? И потом хочу обратиться к партиям. Меняя имиджи ваших лидеров, которые будут выдвигаться в качестве кандидатов на следующих выборах губернатора, не посоветуете ли вы им тоже развестись, как сделали Владимир Владимирович или Сергей Семёнович?

Артём Зайцев, ЛДПР: Нет, будем надеяться, что наши кандидаты, будущие и нынешние, не разведутся, что у них будут крепкие семьи.

Георгий Эргемлидзе: Западные политологи всё это анализируют, и это правильно. А вот в центральной прессе про тюменские выборы написано было, наверное, меньше всех. Про Алтай, про другие регионы, а в Тюмени как будто и не было никаких выборов. Хотя область большая и такая значительная для Российской Федерации. Заметили вы это? И если заметили, чем это было мотивировано, на ваш взгляд?

Ольга Пустошинская: Так вы сами уже на свой вопрос ответили. Зачем дестабилизировать обстановку в денежнонесущем субъекте РФ…

Георгий Эргемлидзе: Как так? Освещение в прессе – это дестабилизация обстановки? С каких пор?

Ольга Пустошинская: Ну, мы же знаем, что существует ещё факт информационных войн.

Георгий Эргемлидзе: Избегали провокаций? Понятно. Ещё вопросы?

Сергей Морев, депутат Тюменской городской Думы, СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ: Ольга Сергеевна, вы сказали, что у нас большинство бабушек так и голосует, приходят на участок и смотрят, кто понравится. А вы не могли бы примерно сориентировать по количеству? Сколько избирателей читают и думают, а сколько «сердцем» отдают предпочтения? Примерно, какой расклад из 100% проголосовавших?

Ольга Пустошинская: Вы знаете, я как представитель научного сообщества склоняюсь к объективности и слов на ветер не бросаю. Для того чтобы вам дать ответ на этот вопрос, необходимо провести соответствующие исследования.

Георгий Эргемлидзе: А не предполагается, кстати, проведение таких исследований?

Ольга Пустошинская: А заказывайте - будем проводить.

Стенограмма – Иван Кулябин,

фото – Семён Комаров, TG

Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение