Выборы губернатора: теория и практика, настоящее и будущее. Равенство агитационных возможностей кандидатов

«Тюменская губерния» продолжает публикацию материаловнаучно-практической конференции, организованной региональным отделением политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ совместно с кафедрой политологии ТГУ

Выборы губернатора: теория и практика, настоящее и будущее. Равенство агитационных возможностей кандидатов

Георгий Эргемлидзе, член Бюро Регионального отделения политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Тюменской области: Выборы губернатора Тюменской области – важнейший общественно-политический институт субъекта Российской Федерации Тюменской области.

Наш коллега, историк-краевед и просто колоритная фигура, без которой невозможно представить себе Тюменскую область, Александр Антонович Петрушин, рассказал о том, в каких трудных условиях, в какой борьбе шло формирование этого важнейшего института. Страна прошла через борьбу суверенитетов, что не могло не отразиться на области. Мы помним слова: «Берите суверенитета, сколько сможете», мы помним создание федеральных округов, мы помним борьбу Л.Ю. Рокецкого и северных территорий, пытающихся не зависеть ни в чём от губернатора Тюменской области, мы помним маневр С.С. Собянина, который пришёл как бы от Севера, но при этом начал цементировать единую область.

Потом был перерыв в выборах. Губернатора фактически назначал Президент РФ через свою партию «Единая Россия», хотя это действо называлось красиво – «наделением полномочиями губернатора Тюменской области». Конечно, многое оставалось за кадром, но мы понимали, что за всеми этими действиями стоит серьёзная политическая борьба, в которой, возможно, все средства хороши. Фальшивки, политические подколы типа «хорошо, что юг избрал себе губернатора», демонстративное поведение коллег-губернаторов и т.д. Всё было в ходу.

В своём докладе председатель Избирательной комиссии Тюменской области Игорь Николаевич Халин показал, насколько динамичным было избирательное законодательство. Как оно усложнялось и всё более запутывало и кандидатов, и политические партии. Институт выборов подвижен, и идут поиски наиболее оптимальной формы этого общественного механизма, предназначенного для выявления лидера области. Только мысль о том, что под каждую избирательную кампанию писался отдельный закон, который принимался прямо непосредственно перед началом кампании, сразу порождает встречный вопрос – как такое возможно в демократическом государстве?

Первые законы содержали в себе минимум бюрократии и максимум участвующих субъектов – партии, блоки, трудовые коллективы, порог явки. Потом всё больше бюрократии и всё больше фильтров и, естественно, никаких порогов. Даже если на выборы придёт один человек – выборы будут считаться состоявшимися. И, наконец, апофеоз бюрократической мысли – муниципальный фильтр. Конечно же, с нотариальным заверением подписей муниципальных депутатов. Причём равномерно собранные по всей Тюменской области. Конечно, это не наше изобретение, это федеральный закон. Но ведь этот федеральный закон обсуждался в региональных парламентах, наверняка его все одобрили, особо не задумываясь о возможностях реализации этого закона.

Пройти муниципальный фильтр казалось неподъёмной задачей, поскольку, например, у нашей партии просто не было такого количества депутатов, которые могли бы подписаться за поддержку выдвиженца. Пришлось выезжать на личных связях, подключать всевозможные знакомства для решения этого вопроса. Власти не противодействовали, наоборот помогали, где это было необходимо.

Мы, как партия, и наш кандидат Владимир Пискайкин в различных выступлениях объясняли нашу позицию. За период избирательной кампании нами было опубликовано более 50 материалов в государственных и муниципальных газетах Тюменской области и входящих в её состав Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Было проведено около 40 совместных агитационных мероприятий (дебатов) на каналах телевидения и радио. По телевидению и радио для информирования избирателей о нашей позиции на выборах губернатора Тюменской области было размещено около 500 теле- и радиосюжетов.

Во-первых, мы участвовали в этих выборах потому, что политическая партия должна участвовать в выборах всегда.

Во-вторых, мы никогда не говорили, что выиграем выборы личностно, но говорили, что можем выиграть выборы идейно. Мы всегда рассматривали выборы как конкурс программ, а не людей, потому что ценностные вещи должны стоять на первом месте. А кто будет их выполнять, это, конечно, тоже важно, но не так, как первое.

К сожалению, политологического анализа программ во время выборной кампании никто не проводил и это несмотря на то, что у нас в области два государственных университета, куча юридических вузов и факультетов, но при этом никто не проявил такого интереса. Чем же они там занимаются? Я предполагаю, что это бросило очень серьезную тень на качество тюменского юридического образования.

Основной девиз Владимира Пискайкина на этих выборах был такой: «От «ручного» управления к механизмам конкуренции», что отражает принципиальную суть подхода к решению проблем.

Мы поставили на первое место в своей программе проблему «тюменской матрешки». Наша область в двусмысленном положении: она вроде бы включает в себя ХМАО и ЯНАО, но там есть и собственное руководство. Мы заявили, что пора с этим заканчивать. В постановлении Конституционного суда РФ говорится, что Тюменская область единая и должна выступать в этом качестве. Мы сделали акцент на интеграционных процессах. Наш лозунг – «Отношение частей определяет суть целого» – отметили многие, и многим он понравился.

Но если не интегрируются власти, разве будут интегрироваться зависимые от них бизнесмены? Мы заявили, что некоторые вопросы было бы полезно передать из местной компетенции в региональную. Например, создать единый департамент сельского хозяйства. Зачем в ЯНАО отдельный департамент АПК, если там сельским хозяйством занимаются буквально в паре районов? И единый департамент здравоохранения можно было бы организовать в Тюмени. А вот какой-нибудь департамент нефти и газа, например, сделать в Югре. Это позволило бы сократить штат чиновников, а высвободившиеся деньги пустить на полезные дела.

Мы всегда должны помнить, что Тюменская областная Дума наполовину состоит из депутатов, представляющих Югру и Ямал. Но они не принимают решений, которые бы действовали на территории этих округов. Это юридический абсурд! И эта проблема начинает решаться на наших глазах. У нас будут общие законы.

Сейчас мы видим, что были в своих предложениях достаточно прозорливы, поскольку наблюдаем ситуацию, когда в пожарном порядке Думы Ямала и Югры вносят изменения в законодательство и отказываются от всенародных выборов своих губернаторов, предлагая Президенту России вносить свои кандидатуры на суд депутатов соответствующих законодательных органов автономных округов. Понятно, что в этом процессе губернатор Тюменской области будет играть особую роль, что позволит по-другому выстраивать межрегиональные отношения. И это правильно. Экономика, уровень жизни людей только выиграют от этого.

Второй пункт программы был посвящён необходимости разделения должности губернатора и председателя правительства области. Владимир Пискайкин во многих интервью говорил о том, что задача губернатора – «выстраивать отношения и создавать механизмы, которые позволят инкорпорировать людей в рабочие процессы». Председатель же правительства должен решать экономические вопросы. В свете последних событий на Югре и Ямале этот вопрос становится еще более актуальным и неизбежным.

Третий пункт – создание Уставного суда Тюменской области, органа, подобного Конституционному суду, но только в масштабах области.

Бывают ситуации, когда между исполнительной и законодательной властями, а также между избирателями, жителями и властью возникают споры. Сейчас это уже становится очевидным, когда придётся принимать бюджеты, не способные устроить большинство. Но у нас нет органа, который мог бы регулировать такие случаи.

Нужно, чтобы гражданин мог не просто сказать: «Вы приняли новый закон, но он нарушает мои права», но и квалифицированно доказывать свою позицию и легально, на основе чётких и понятных процедур, своих прав и возможностей, закреплённых в Уставе области, добиваться справедливого решения. А сейчас гражданин этого сделать не может.

Причём, в Уставе Тюменской области говорится, что такой суд должен быть. То есть он должен существовать уже 18 лет, с момента принятия Устава 15.06.1995 года. Но его нет, и это не только вопиющее игнорирование Закона, но и препятствие к развитию политической системы Тюменской области.

Был и четвертый пункт предвыборной программы Владимира Пискайкина, где он высказался о необходимости национальной идеи и предложил свою формулу: «Каждый исключителен и уважаем, всякий равен и ответственен». Её смысл таков: если ты в рамках закона, тебе – почёт и уважение. Но если ты нарушил закон, то, кто бы ты ни был, пусть даже сам губернатор, ты должен понести наказание. Перед Законом все равны.

Пятым пунктом программы Владимира Пискайкина значилась необходимость создания активного гражданского общества, которое можно будет привлекать к обсуждению проблем и законов. Сейчас все понимают, что нынешняя Общественная палата представителем тюменского гражданского общества в полном смысле слова не является.

Разве мы не признаём заслуги действующей власти, но как нам согласиться с ней в отношении НДПИ – налога на добычу полезных ископаемых? Почему его отдали, можно сказать, без боя? Обещали, что удастся компенсировать. Не получилось. Мы считаем, что, прежде чем принимать такое решение, нужно было провести масштабные консультации, в том числе с жителями.

В конце концов, государство называется Российская Федерация. А федерализм подразумевает, что каждая территория имеет свои особенности. Если все будут одинаковые, тогда в чем федерализм? Наша область – нефтегазоносная. И, естественно, этот налог у нас должен быть. Пусть не пять процентов, пусть два, но должен быть! Теперь у нас бюджет 111 миллиардов, а был когда-то и под 200 миллиардов.

Кто изучал или просто смотрел нашу программу, мог убедиться, что наша предвыборная агитация не агрессивна. Конечно, мы пытались достучаться до людей, обратить внимание на недостатки сегодняшнего бытия-жития. Мы не хотели делать из предвыборной кампании шоу. Вся информация была у нас на сайте партии, и тот, кто интересуется, без труда мог её найти. А листовки и плакаты были призваны лишь разбудить в избирателе интерес.

Конечно, мы не идеальны и наверняка допускали ошибки. Но мы реально работали в интересах жителей Тюменской области. Были ли условия работы равны для всех? Думаю, нет. Я только напомню всем нам, как это происходило:

– областные газеты и журналы взвинтили цены на размещение агитации в 10 раз, сделав их недоступными;

– дебаты проводились в крайне неудобное для просмотра время – в 9-10 часов утра;

– на сайтах телекомпании дебаты отсутствовали, что не позволило посмотреть их в записи;

– глобальное доминирование врио губернатора в телеэфире как лица, исполняющего свои обязанности информирования населения о работе власти, что сопровождалось информированием о дальнейших планах работы, что можно считать агитацией;

– недоступность в значимом количестве мест для размещения наружной политической рекламы – баннеров;

– крайняя непрезентабельность мест размещения информации о выборах, организованная местными властями;

– агитация в день тишины и даже в день выборов.

Затраты кандидата В. Пискайкина составили около 9 млн. рублей.

Напомню ещё раз результаты выборов – В. Якушев (ЕР) – 86,56%, М. Селюков (ЛДПР) – 6,21%, В. Пискайкин (СР) – 5,36%. Явка составила 53,5% избирателей.

25 сентября на заседании Тюменской областной Думы вновь избранный губернатор Владимир Якушев отметил, что избирательная кампания, которая проходила в Тюменской области, была самой необычной в РФ. «Самое главное для нас – пройти избирательную кампанию без лишнего политеса и не дать отдельным политикам разорвать нас на части. Я думаю, что сегодня все мы можем констатировать, что нам это удалось», – сказал он. А 20 ноября 2014 года на оглашении Послания губернатора Тюменской областной Думе он вновь поблагодарил тюменскую общественность за консолидацию.

И действительно, в это сложное для России и области время мы все должны консолидироваться вокруг фигуры губернатора Тюменской области Владимира Якушева, получившего такую поддержку населения. Но мы убеждены, что только раскрепощение общества, экономики и граждан и создание равных условий для их состязательности во всех сферах жизни позволит нам достичь новых рубежей в социально-экономическом развитии и реально конкурировать с ведущими странами и экономиками на международном уровне. Нам всем нужно работать и дальше по совершенствованию действующего законодательства, политических институтов нашего региона и России в целом. И я очень надеюсь, что научная общественность, а у нас много вузов, ещё скажет своё слово.

Спасибо.

Ольга Пустошинская, доцент кафедры политологии ТГУ, кандидат политических наук, исполняющая обязанности заведующего кафедрой: Пожалуйста, коллеги, вопросы.

Игорь Халин, председатель Избирательной комиссии Тюменской области:Спасибо, Георгий Ростомович, за интересный доклад. Пара вопросов. Вы, как руководитель избирательного штаба, можете отметить какие-то сложности для вашего кандидата, для вашей партии в процессе сбора подписей в поддержку выдвижения, так называемая процедура прохождения муниципального фильтра?

Георгий Эргемлидзе: Нет, у нас таких сложностей не было. И, в общем-то, я считаю, что в этом серьезная заслуга врио губернатора и действующего губернатора, потому что он обладает таким авторитетом, к которому все прислушиваются. Но это субъективный момент, на мой взгляд. В принципе, если бы был другой человек, то могло бы быть и иначе.

Игорь Халин: Хорошо, спасибо. И второй вопрос. Кроме того, что размещали агитационные материалы в местах, которые отведены на территориях и в городе Тюмени, в частности, управами, вы какие-то другие места для размещения своих агитматериалов использовали? Призматроны, допустим, ещё что-то?

Георгий Эргемлидзе: У нас было всего на всю область около 20 баннеров. В городе Тюмени их было четыре, по-моему. Плюс по одному в Сургуте, Нижневартовске, в Салехарде… Был использован и один призматрон в Тюмени.

Игорь Халин: Спасибо. Если позволите, ещё реплику. Давайте будем объективно оценивать обстановку и говорить о том, что, конечно же, жизнь не стоит на месте. Всё у нас движется, всё у нас развивается, и я вам честно скажу, что в том числе в процессе агитационной деятельности кандидата, на мой взгляд, серьёзно борются два направления. Кто-то говорит, что надо вообще уходить от этих архаичных методов, как размещение листовок, плакатов, перетяжек и всего остального. Нужно использовать современные методы: радио, телевидение и интернет либо те же светодиодные экраны, призматроны и так далее. Другие говорят, что, к сожалению, мы до этого ещё не доросли, не дожили. У нас в районах газеты-то ходят через день. Не говоря уже про интернет, которым пользуется едва ли 30% наших граждан. Это первый посыл, первый момент.

Второй посыл: давайте не будем забывать, что мы находимся в начале пути. Прежде чем мы увидели политические дебаты на экранах наших телевизоров (причём я не считаю, что время в 9:00, 9:30 утра в рабочие дни – это время неудобное, когда-то время выделялось и в семь утра, и в половину седьмого, и в шесть) и прежде чем появились кандидаты, к нам с большими глазами прибегали сами телеведущие, которые предполагали вести эти дебаты. Всё в новинку, всё было впервые, как в той песне «И вновь…». Они сами не знали ещё, как вести дебаты, как к этому подойти, с какой стороны взяться. Поэтому давайте будем здесь несколько снисходительны.

Я честно посмотрел все теледебаты, которые были на нашем канале, и считаю, что они вполне годятся для детской болезни роста. И эту точку зрения, я думаю, разделяет большинство избирателей Тюменской области.

А работать в плане агитации и информирования, конечно, надо, мы с себя этой задачи не снимали и не снимаем. Но считаем, что не только избирательные комиссии области должны смотреть, из чего изготовили стенды и где отвели места для размещения материала. Это задача прежде всего кандидатов, политических партий.

Вот прошли выборы депутатов городской Думы в 2013 году. Поднимал хоть кто-то вопрос относительно того, что места агитации не устраивают? Нет, никто не поднимал. Прошли выборы областные, выборы губернатора, но такие вопросы, эти проблемы ставятся только сейчас. До этого их никто не обозначал.

Да, эти проблемы имеют место быть. Над этим действительно надо работать. Замусоренные подъезды, опоры, столбы, оклеенные заборы и так далее. Это в какой-то мере работает против кандидата и его имиджа. Надо быть цивилизованнее, надо идти вперёд. Но давайте будем делать это всё вместе, а не быть сторонними наблюдателями и не сгружать всё на избирательные комиссии. Спасибо.

Георгий Эргемлидзе: Я тоже выскажу одну реплику. Был в Германии в позапрошлом году в командировке. А там шли какие-то местные выборы. Обратил внимание, что все листовки у них были одного размера, в одних цветах. Только содержание было разное, от разных партий. А так всё одинаковое. То есть главное – не обертка красивая, а содержание, что кандидат предлагает. Это мне в глаза бросилось. А щиты такие же, как и у нас, в принципе. Ну, может, чуть-чуть красивее.

Игорь Халин: Прошу прощения, ещё одна реплика. Мы сейчас, Георгий Ростомович, серьёзно изучаем зарубежный опыт. В частности, опыт Туркменистана, где все агитационные материалы изготавливаются избирательными комиссиями, и они являются полностью идентичными у всех кандидатов.

Ольга Пустошинская: Пожалуйста, коллеги, ещё вопросы есть?

Елена Матюхина, доцент кафедры политология: Да, Георгий Ростомович, если позволите, такой вопрос. Я понимаю, что вам сложно отвечать за Владимира Пискайкина. Он сам бы, наверно, сделал это лучше и подробнее. Как в его программе рассматриваются отношения с предпринимательским сообществом? Он ведь и сам во власть пришёл из этой среды, и, думаю, отношения с действующим губернатором и вновь избранным губернатором складывались не самым простым образом.

Мне известны две формы взаимодействия. Одна не самая удачная. Как раз Николай Павлович Барышников оказывал посреднические, видимо, услуги председателю Тюменского регионального отделения Российского союза промышленников и предпринимателей Эдуарду Абдуллину. Ну не складываются у них с Владимиром Владимировичем Якушевым отношения никак. Поэтому идея создания третейского суда ему в голову приходила в свое время. Он обращался с просьбой сначала порекомендовать ему юристов, но тут вышла на политическую арену Лариса Кирилловна Невидайло и выстроила отношения с женским изяществом и тактом.

А какую форму взаимодействия с предпринимательским сообществом планировал выстроить в случае своего успеха господин Пискайкин?

Георгий Эргемлидзе: Что касается вопроса о взаимодействии с бизнесом, то видите ли, весь развитый цивилизованный мир идёт в том направлении, что у каждого бизнеса должна быть своя ниша. То есть, если мелкий бизнес, например, торгует сигаретами, то крупный бизнес не должен торговать сигаретами. Понимаете? У нас же мешанина идёт. Получается, что на поляну друг друга они заходят. Поэтому мы и считаем, что должны быть созданы какие-то ниши для мелкого бизнеса. Должен быть «бизнес у дома» – палатки, ларьки, то, сё. А сейчас получается, что весь торговый бизнес на себя стянули сети.

Понятно, что мелкий бизнесмен по ценам не в состоянии конкурировать с сетями. Не в состоянии, потому что сети покупают товар вагонами по соответствующей стоимости. А мелкий частник через десятого посредника покупает, поэтому ему по вагонной цене никто не продаст. Это понятно. Но, естественно, должны быть третейские суды. Лариса Невидайло сама бизнесмен и выстроила работу с бизнесом. У неё есть активные люди в команде. И это надо только приветствовать. Вообще нужно бизнесу какое-то самоуправление, если так можно применимо к нему говорить.

Постоянно у бизнеса меняются условия работы. Так же, как условия выборов постоянно меняются. Три раза выборы провели – каждый раз по новым правилам. То же самое у бизнеса. Сейчас наступает 2015 год, там закладывается уже всё другое. Ужесточается бухгалтерский учёт, налоговые всякие требования, повышаются налоги. Бизнесмены уже просто на грани, так сказать, я не знаю, протеста, может быть. Как это будет в жизни? У нас часто бывает, что закон есть, а на него никто не смотрит. Ну как с Уставным судом. Он должен быть, а его нет. И всем хорошо…

конф Морев.jpg
Депутат Тюменской городской Думы Сергей Морев, Справедливая Россия

Эргемлидзе.jpg
Георгий Эргемлидзе: "Федерализм подразумевает, что каждая территория имеет свои особенности. Если все будут одинаковые, тогда в чем федерализм"

Халин.jpg
Игорь Халин: "У нас в районах газеты-то ходят через день. Не говоря уже про интернет, которым пользуется едва ли 30% наших граждан"


Стенограмма – Иван Кулябин, TG,

Фото – Семён Комаров

Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение